![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качество места
В совокупности все факторы, принимаемые во внимание при выборе места жительства представителями креативного класса, обладают такой силой, что я придумал для них специальный термин: качество места. Я использую этот термин в противоположность более привычному понятию " качество жизни". С его помощью описывается уникальный набор характеристик, определяющих место и делающих его привлекательным. В целом, качество места обладает тремя измерениями: ■ Что там есть: сочетание природы и архитектурной среды; подходящая обстановка для творческой жизни. ■ Кто там есть: разные люди, их взаимодействие, признаки того, что любой человек может найти здесь себе место. ■ Что там происходит: энергия улиц, культура кафе, искусство, музыка и люди, проводящие досуг на открытом воздухе — вообще, активная творческая деятельность.
По отношению к конкретному городу качество места можно назвать суммой взаимосвязанных видов опыта. Многие из них основаны на динамике и взаимодействии, например, уличная культура. Здесь можно быть больше, чем зрителем; здесь можно быть участником сцены. Город позволяет вам регулировать свой опыт: выбирать набор переживаний, повышать или понижать уровень их интенсивности по желанию, при этом не только потребляя тот или иной вид опыта, но и участвуя в его создании. Если есть желание окунуться в уличную суету, достаточно просто выйти из дома; собственная квартира обеспечивает нам покой и уединение; мы можем пойти прогуляться в парк или даже отправиться за город. Вот почему " полуфабрикатные" виды опыта не особенно популярны. Спортивный стадион, превратившийся в мультимедийный цирк, заведение сети ресторанов или типовой район для туристов напоминают поездку по путевке: вы не участвуете в создании собственного опыта и не модулируете ero интенсивность; его вам предоставляют. Многие представители креативного класса хотят принимать активное участие в формировании качества места своих районов. Осенью 2001 года я выступал перед группой высокопоставленных специалистов по возрождению центра города Провиденс, штат Род-Айленд. Один из присутствовавших хорошо ухватил суть этого явления, высказав следующую мысль: " Я сам и мои друзья приехали в Провиденс, поскольку здесь уже есть аутентичность, которая нам нравится — старые районы, историческая архитектура и этническое разнообразие". Потом он обратился к городским властям с призывом взять эти качества за основу возрождения города, активно используя энергию таких людей, как он сам и его коллеги. Он сказал, что подобные ему представители креативного класса ищут места, дающие возможность формировать будущее. Или, по его удачному выражению, " мы хотим место, где есть над чем работать". Качество места не возникает автоматически — скорее это постоянный динамический процесс, в котором сходятся воедино несколько различных аспектов местного сообщества. Социолог Ричард Ллойд из Чикагского университета дает яркое описание того, как это произошло в одном из районов Чикаго, Уикер-Парк. В 1980-е Уикер-Парк представлял собой малоизвестный район, населенный в основном иммигрантами из Мексики и Пуэрто-Рико, чьи возможности в постиндустриальном мире неуклонно сокращались. При сравнительно высоком уровне преступности и множестве заброшенных зданий, оставшихся с прошлых времен, этот район выглядел как слабый кандидат для размещения высокотехнологичных предприятий. Однако в 1990-е произошли резкие перемены. В 1989) году возник ежегодный арт-фестиваль Around the Coyote, позаимствовавший свое название от неофициального прозвища небоскреба Nortlh West Tower (Coyote Tower), целью которого было продвижение творческой молодежи района. В начале десятилетия местная рок-сцена приобрела известность в масштабе всей страны, в результате чего журнал Biillboard объявил Уикер-Парк " новой столицей передовой музыки". Концентрация творческих молодых людей и возникновение соответствующей инфраструктуры, включая бутики, сценические площадки, кофейни и галереи, преобразовали имидж района, заменив постиндустриальные развалины на престижную урбанистическую культуру. Это, в свою очередь, способствовало развитию новых коммерческих инициатив22. Это также привело к попытке повысить статус района и к вытеснению его давних обитателей, замечает Ллойд (к этой проблеме я еще вернусь в главе 16). Мои критики любят выдвигать аргумент, что работники высокотехнологичных индустрии имеют склонность к консерватизму и предпочитают однородные сообщества и традиционный образ жизни, характерный для пригородов, заселенных средним классом. Они находят подтверждение в том факте, что многие работники высокотехнологичного сектора живут в пригородных анклавах вроде северной Виргинии, центра Силиконовой долины или окрестностей Сиэтла. Мой ответ прост. Все эти места расположены внутри крупных метрополий с едва ли не самым широким в стране разнообразием быта и образа жизни. Фактически, сами эти места являются продуктом открытости и разнообразия своих регионов. Если бы много лет назад нестандартные люди вроде Стивена Джобса не нашли благоприятную среду в районе Сан-Франциско и Силиконовой долины, суть этого места была бы сейчас совсем другой. Людям не нужен простой выбор по принципу или — или. Успешные регионы предлагают не что-то одно, а целый спектр возможностей для разного рода людей на разных этапах жизни. Великие города не монолитны; как заметила в свое время Джейн Джейкобе, они представляют собой федерации разных районов. Вспомним Нью-Йорк и его окрестности. Молодые люди, впервые приезжающие сюда, живут в таких местах, как Ист-Вилидж, Парк-Слоуп, Уильямсбург или Хобокен, поскольку там менее дорогое жилье и больше молодежи. С течением времени и ростом доходов они переезжают в Верхний Вест-Сайд или Сохо; а если доходы позволяют, то в Уэст-Вилидж или Верхний Ист-Сайд. Когда появляются семьи и дети, кое-кто остается в Нью-Йорке; другие селятся в спальных районах типа Вестчестер-Каунти, штат Коннектикут или пригородов Нью-Джерси. Позже, когда дети вырастают, некоторые возвращаются в город и покупают квартиру с видом на парк или дуплекс в районе Верхний Ист-Сайд. Креативный класс образован людьми самых разных типов, интересов и предпочтений. Чтобы достигнуть реального успеха, города и регионы должны предложить что-то для каждого из них.
|