![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание креативного сообщества
Как создать подлинно креативное сообщество — и сделать его таким, чтобы оно развивалось и процветало в нашу эпоху перемен? Ответ выходит за рамки обычных стратегий. Этого не добиться ни привлечением компаний, ни попытками стать очередной Силиконовой долиной. Подъем креативной экономики изменил правила игры на поле экономического развития. Раньше ведущей силой были компании и предприятия, и города определяли свой статус по количеству расположенных на их территории головных офисов корпораций. Даже сегодня во многих городах, штатах и регионах продолжают использоваться финансовые стимулы (подчас до неприличия огромные) для привлечения крупных компаний. Компании по-прежнему сохраняют важность, однако они больше не командуют парадом. Как мы уже видели, все чаще компании переезжают туда (или возникают там), где есть талантливые и креативные люди. Президент компании ADD Semiconductor Роберт Нанн сказал в интервью газете Wall Street Journal: " Ключевым элементом развития технологического бизнеса является привлечение в компанию подходящих специалистов. Необходимо найти сочетание опыта, навыков, интеллектуальных способностей и энергии. Самое важное — находиться в таком месте, где есть люди, обладающие этими качествами" 1. В конечном счете, человеческий климат для городов еще важнее, чем деловой климат. Это означает поддержку креативности во всех ее разновидностях и проявлениях, а также создание такого сообщества, которое было бы привлекательным для креативных личностей, а не только для высокотехнологичных компаний. Как однажды выразился бывший мэр Сиэтла Пол Шелл, успех состоит " в создании места, где процветает креативный опыт" 2. Вместо субсидирования компаний, стадионов и торговых центров, необходимо сделать города открытыми и инвестировать в такие объекты досуга и быта, которые людям действительно необходимы. Без этого невозможно стать процветающим центром высоких технологий. По ту сторону Ботанистана В свободное от привлечения компаний время многие города по всей стране пытаются имитировать модель экономического развития Силиконовой долины. Один за другим города пробуют клонировать себя по ее образу и подобию, создавая научно-исследовательские парки, офисные комплексы, технологические инкубаторы и т. д., основываясь на пригородной модели. Росс Де Вол из Института Милкена составил список из сотен населенных пунктов, использующих слово " силиконовый" в сочетании с обозначением своего места. По сути это означает строить будущее на основе модели экономического развития из прошлого. Хотя в свое время она доказала свою успешность, недостаток этой модели состоит в неправильном представлении о меняющейся роли креативности в стимулировании инноваций и экономического роста. В действительности золотой век высокотехнологичных ботанистанов, скорее всего, подходит к концу. Многие из этих мест столкнулись с серьезными проблемами, а некоторые уже, кажется, исчерпали свои запасы устойчивого роста. Комфорт и безопасность таких районов, как Силиконовая долина, постепенно уступают место расползанию, загрязненности и парализующим транспортным заторам. Как мы уже видели, мои фокус-группы и статистические исследования показывают, что представители креативного класса все больше и больше предпочитают аутентичность такого рода " ширпотребу". Как сказал один руководитель высокотехнологичной компании в интервью газете Wall Street Journal в октябре 2001 года: " Мне очень не хотелось жить в Сан-Хосе. Каждый раз когда я туда приезжал, у меня начиналась депрессия от этих цементных джунглей" 3. Его компания со временем перебралась в более урбанистический район Южной Калифорнии — в центр города Пасадена неподалеку от Калифорнийского технологического института. Такие города, как Финикс, отдают себе полный отчет в недостатках данной модели и пытаются создать социально-бытовую инфраструктуру и концентрацию населения в своих городских центрах. Один из ведущих деловых обозревателей Финикса признался в разговоре со мной: " Отсутствие у нас старых зданий и аутентичных городских районов создает огромные проблемы при привлечении ведущих специалистов". Потом, говоря о преобладающих в пригородах низкооплачиваемых производственных и офисных работах, он добавил: " Мы — как Питтсбург или Сент-Луис пятьдесят лет назад, только без университетов мирового уровня" 4. Джоэл Коткин уверен, что отсутствие соответствующих условий создает существенные проблемы с привлечением лучших креативных умов в такие места, как " исследовательский треугольник" Северной Каролины. Он цитирует крупного застройщика, который заявляет: " У нас торжествует ментальность 1960-х и 1970-х. Мы разделили все на функции и в результате получили расползание города". Другой застройщик добавляет: " Спросите у кого угодно, где находится центр города, и никто не сможет вам ответить. Здесь почти отсутствует чувство места... Люди, которым я продаю недвижимость, буквально кричат о культурных проблемах". " Исследовательскому треугольнику" не хватает " модного" урбанизма таких городов, как Сан-Франциско, Нью-Йорк и Чикаго, жалуется исследователь из университета Северной Каролины: " В Роли-Дареме всегда можно осмотреть свинофермы" 1. Коткин обнаруживает аналогичные проблемы в округе Орандж в Южной Калифорнии. Как объясняет Де Вол из Института Милкена: " Здесь нет впечатления продвинутости и новаторства" 6. В действительности существует минимум три типа высокотехнологичных сообществ, как указывает Коткин в своей книге " Новая география". Во-первых, есть классические " ботанистаны", от собственно Силиконовой долины и " исследовательского треугольника" до Северной Виргинии. Затем существуют места, которые Дэвид Брукс называл " латтеградами", а Коткин — " валгаллами", то есть сельские районы с большими возможностями для активного досуга, вроде Боулдера, штат Колорадо. И, наконец, есть старые городские центры, чье возрождение отчасти опиралось на сочетание креативности и атмосферы: например, Сохо в Нью-Йорке, районы СоМа и Мишн в Сан-Франциско и Пайонир-сквер в Сиэтле. Однако ведущие креативные центры предлагают все три варианта сразу. Район залива Сан-Франциско состоит из классического " ботанистана" (Силиконовая долина), нескольких " валгалл" (от долины Напы и округа Марин до Санта-Круза) и урбанистического креативного центра. Регион Бостона содержит пригородный комплекс в районе шоссе 128, Кембридж, где расположены Гарвард и Массачусетский технологический институт, а также Бэк-Бэй, Бикон-Хилл и Норт-Энд. В Сиэтле есть пригороды Беллвью и Редмонд, красивые горы, сельская местность и ряд реконструированных городских районов. Регион Денвера сочетает университет и удобства Боулдера с лыжными трассами и урбанистическим характером района Ло-До. Остин включает традиционные " ботанистаны" на севере, центры для досуга на свежем воздухе и велосипедных прогулок, а также обновленную центральную часть города с ее университетом, оживленной Шестой улицей, складским районом и музыкальной сценой. Как мы уже видели, для креативной эпохи важно обилие вариантов.
|