Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание креативного сообщества






Как создать подлинно креативное сообщество — и сделать его та­ким, чтобы оно развивалось и процветало в нашу эпоху перемен? Ответ выходит за рамки обычных стратегий. Этого не добиться ни привлечением компаний, ни попытками стать очередной Сили­коновой долиной. Подъем креативной экономики изменил правила игры на поле экономического развития. Раньше ведущей силой были компании и предприятия, и города определяли свой статус по количеству расположенных на их территории головных офисов корпораций. Даже сегодня во многих го­родах, штатах и регионах продолжают использоваться финансовые стимулы (подчас до неприличия огромные) для привлечения крупных компаний.

Компании по-прежнему сохраняют важность, однако они больше не ко­мандуют парадом. Как мы уже видели, все чаще компании переезжают туда (или возникают там), где есть талантливые и креативные люди. Президент компании ADD Semiconductor Роберт Нанн сказал в интервью газете Wall Street Journal: " Ключевым элементом развития технологического бизнеса является привлечение в компанию подходящих специалистов. Необходимо найти сочетание опыта, навыков, интеллектуальных способностей и энер­гии. Самое важное — находиться в таком месте, где есть люди, обладающие этими качествами" 1.

В конечном счете, человеческий климат для городов еще важнее, чем де­ловой климат. Это означает поддержку креативности во всех ее разновидно­стях и проявлениях, а также создание такого сообщества, которое было бы привлекательным для креативных личностей, а не только для высокотехно­логичных компаний. Как однажды выразился бывший мэр Сиэтла Пол Шелл, успех состоит " в создании места, где процветает креативный опыт" 2. Вместо субсидирования компаний, стадионов и торговых центров, необхо­димо сделать города открытыми и инвестировать в такие объекты досуга и быта, которые людям действительно необходимы. Без этого невозможно стать процветающим центром высоких технологий.

По ту сторону Ботанистана

В свободное от привлечения компаний время многие города по всей стране пытаются имитировать модель экономического развития Силиконовой долины. Один за другим города пробуют клонировать себя по ее образу и по­добию, создавая научно-исследовательские парки, офисные комплексы, технологические инкубаторы и т. д., основываясь на пригородной модели. Росс Де Вол из Института Милкена составил список из сотен населенных пунктов, использующих слово " силиконовый" в сочетании с обозначением своего места.

По сути это означает строить будущее на основе модели экономическо­го развития из прошлого. Хотя в свое время она доказала свою успешность, недостаток этой модели состоит в неправильном представлении о меняю­щейся роли креативности в стимулировании инноваций и экономического роста. В действительности золотой век высокотехнологичных ботанистанов, скорее всего, подходит к концу. Многие из этих мест столкнулись с серьезными проблемами, а некоторые уже, кажется, исчерпали свои запа­сы устойчивого роста. Комфорт и безопасность таких районов, как Сили­коновая долина, постепенно уступают место расползанию, загрязненности и парализующим транспортным заторам. Как мы уже видели, мои фокус-группы и статистические исследования показывают, что представители кре­ативного класса все больше и больше предпочитают аутентичность такого рода " ширпотребу". Как сказал один руководитель высокотехнологичной компании в интервью газете Wall Street Journal в октябре 2001 года: " Мне очень не хотелось жить в Сан-Хосе. Каждый раз когда я туда приезжал, у ме­ня начиналась депрессия от этих цементных джунглей" 3. Его компания со временем перебралась в более урбанистический район Южной Калифор­нии — в центр города Пасадена неподалеку от Калифорнийского техноло­гического института.

Такие города, как Финикс, отдают себе полный отчет в недостатках дан­ной модели и пытаются создать социально-бытовую инфраструктуру и кон­центрацию населения в своих городских центрах. Один из ведущих деловых обозревателей Финикса признался в разговоре со мной: " Отсутствие у нас старых зданий и аутентичных городских районов создает огромные пробле­мы при привлечении ведущих специалистов". Потом, говоря о преобладаю­щих в пригородах низкооплачиваемых производственных и офисных рабо­тах, он добавил: " Мы — как Питтсбург или Сент-Луис пятьдесят лет назад, только без университетов мирового уровня" 4. Джоэл Коткин уверен, что от­сутствие соответствующих условий создает существенные проблемы с при­влечением лучших креативных умов в такие места, как " исследовательский треугольник" Северной Каролины. Он цитирует крупного застройщика, ко­торый заявляет: " У нас торжествует ментальность 1960-х и 1970-х. Мы раз­делили все на функции и в результате получили расползание города". Другой застройщик добавляет: " Спросите у кого угодно, где находится центр города, и никто не сможет вам ответить. Здесь почти отсутствует чувство ме­ста... Люди, которым я продаю недвижимость, буквально кричат о культур­ных проблемах". " Исследовательскому треугольнику" не хватает " модно­го" урбанизма таких городов, как Сан-Франциско, Нью-Йорк и Чикаго, жалуется исследователь из университета Северной Каролины: " В Роли-Да­реме всегда можно осмотреть свинофермы" 1. Коткин обнаруживает анало­гичные проблемы в округе Орандж в Южной Калифорнии. Как объясняет Де Вол из Института Милкена: " Здесь нет впечатления продвинутости и но­ваторства" 6.

В действительности существует минимум три типа высокотехнологич­ных сообществ, как указывает Коткин в своей книге " Новая география". Во-первых, есть классические " ботанистаны", от собственно Силиконовой долины и " исследовательского треугольника" до Северной Виргинии. За­тем существуют места, которые Дэвид Брукс называл " латтеградами", а Коткин — " валгаллами", то есть сельские районы с большими возможно­стями для активного досуга, вроде Боулдера, штат Колорадо. И, наконец, есть старые городские центры, чье возрождение отчасти опиралось на соче­тание креативности и атмосферы: например, Сохо в Нью-Йорке, районы СоМа и Мишн в Сан-Франциско и Пайонир-сквер в Сиэтле.

Однако ведущие креативные центры предлагают все три варианта сразу. Район залива Сан-Франциско состоит из классического " ботанистана" (Силиконовая долина), нескольких " валгалл" (от долины Напы и округа Марин до Санта-Круза) и урбанистического креативного центра. Регион Бостона содержит пригородный комплекс в районе шоссе 128, Кембридж, где расположены Гарвард и Массачусетский технологический институт, а также Бэк-Бэй, Бикон-Хилл и Норт-Энд. В Сиэтле есть пригороды Беллвью и Редмонд, красивые горы, сельская местность и ряд реконструирован­ных городских районов. Регион Денвера сочетает университет и удобства Боулдера с лыжными трассами и урбанистическим характером района Ло-До. Остин включает традиционные " ботанистаны" на севере, центры для досуга на свежем воздухе и велосипедных прогулок, а также обновленную центральную часть города с ее университетом, оживленной Шестой улицей, складским районом и музыкальной сценой. Как мы уже видели, для креа­тивной эпохи важно обилие вариантов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал