![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Университет как ядро креативности
В креативной экономике присутствие крупного научно-исследовательского университета дает региону огромное преимущество. Бостон во многом обязан своим высокотехнологичным " чудом" Массачусетскому технологическому институту. Силиконовую долину невозможно себе представить без Стэнфордского университета, ее давнего креативного ядра. Во многих городах, занимающих высокое положение в моем " Индексе креативности", находятся известные университеты. То же самое относится к таким крупным креативным центрам, как район залива Сан-Франциско, Остин, Бостон, Сан-Диего и " исследовательский треуголыник" Северной Каролины, а также к таким классическим университетским городам, как Мадисон, штат Висконсин; Берлингтон, штат Вермонт; Боулдер, штат Колорадо и Анн-Арбор, штат Мичиган. Но сюда также входят менее крупные регионы, которые обычно не рассматриваются в качестве ведущих центров высоких технологий или инноваций, например, Гейнсвилл, штат Флорида; Олбани и Бингхемптон, штат Нью-Йорк; Литл-Рок, штат Арканзас; Бирмингем, штат Алабама, Лафейетт, штат Индиана; Ист-Лансинг, штат Мичиган и, самое удивительное, Аллентаун, штат Пенсильвания, бывший центр промышленного упадка, оплаканный в знаменитой песне Билли Джоэла, которыйможет рассчитывать на успех в креативную эпоху благодаря университету Лихаи и колледжу Лафайетт. На мой взгляд, наличие крупного университета оказывается основным компонентом инфраструктуры креативной экономики, более важным, чем каналы, железные дороги и шоссе прошлых эпох — а также огромным потенциальным ресурсом конкурентоспособности. Потенциал использования университета в качестве двигателя регионального развития захватил воображение бизнес-лидеров, администраторов и ученых — и сбил их с верного пути. Возникла своего рода теория, согласно которой выстраивается прямая линия от университетских исследований к коммерческим инновациям и неуклонно растущей сети новых компаний. Это — наивный и механистический взгляд на вклад университетов в экономическое развитие. Университет и вправду является ключевым институтом креативной экономики, но при этом часто не до конца осознается вся многосторонность его роли. Она не ограничивается тем, чтобы выдавать исследовательские проекты, которым можно найти коммерческое применение. Чтобы эффективно способствовать региональному росту, университет должен играть три взаимосвязанные роли, отражающие 3 " Т" креативных центров — технологию, талант и толерантность. ■ Технология. Университеты выступают центрами передовых исследований в целом ряде областей, от программного обеспечения до биотехнологии, и являются важными источниками новых технологий и их коммерческих внедрений. ■ Талант. Университеты обладают поразительным свойством притягивать талантливых людей, как магнит. Привлекая ведущих исследователей и ученых, университеты тем самым привлекают аспирантов, генерируют создание научно-практических предприятий и коммерческих компаний, которые размещаются поблизости, создавая самовоспроизводящийся цикл роста. ■ Толерантность. Университеты также способствуют созданию прогрессивного, открытого и терпимого человеческого климата, помогающего привлекать членов креативного класса. Многие университетские города, от Остина, штат Техас, до Айова-Сити, штат Айова, всегда относились к разряду тех мест, где гомосексуалисты и другие " аутсайдеры" могли почувствовать себя дома. Все эти факторы приводят к тому, что университеты улучшают качество жизни и расширяют горизонты того места, в котором они расположены. Однако университет не в силах справиться в одиночку. Окружающее сообщество должно обладать способностью усваивать и использовать инновации, генерируемые университетом, а также способствовать обеспечению удобств и качества места, желательных для представителей креативного класса. Таким образом, университет оказывается необходимым, но недостаточным условием для развития высокотехнологичных фирм и регионального роста. Экономист Майкл Фогарти обнаружил устойчивое направление потока патентованной информации. Интеллектуальная собственность мигрирует из университетов, расположенных в старых промышленных регионах, таких как Детройт и Кливленд, в высокотехнологичные регионы, вроде Бостона, Сан-Франциско и Нью-Йорка. Фогарти установил, что хотя новые знания добываются во многих местах, сравнительно ограничен круг тех регионов, которые могут освоить и применить эти идеи. Для превращения интеллектуальной собственности в экономическое благосостояние креативные сообщества вокруг университетов должны уметь мобилизовать ее в рамках социальной структуры креативности. Университет представляет собой лишь одну часть этой социальной структуры. Сообщества должны обеспечить остальные компоненты, включая и экономическую инфраструктуру, и качество места, которые позволят удержать талантливых людей, привлеченных университетом. Стэнфорд не сам по себе превратил Силиконовую долину в оазис высоких технологий — бизнес-лидеры и венчурные капиталисты региона создали местную инфраструктуру, необходимую для подобного рода экономики. Пало-Альто, находясь поблизости от Стэнфордского университета, функционирует в качестве его узлового центра, обеспечивая офисное пространство для интернет-компаний, венчурных капиталистов и фирм, предоставляющих услуги в области высоких технологий, а также целый спектр других удобств. То же самое относится к Бостону. Когда-то заброшенные окрестности Кендалл-сквер в районе Массачусетского технологического института были отремонтированы и восстановлены, пустовавшие фабрики и склады теперь используются под помещения интернет-компаниями, фондами венчурного капитала, ресторанами, микропивоварнями, кафе и отелями. Совсем недавно в Остине были предприняты энергичные меры по созданию не только инкубаторов и фирм венчурного капитала, но и объектов для досуга на открытом воздухе, и по обеспечению качества места, соответствующего запросам креативного класса. В таких городах, как Филадельфия, Провиденс и Нью-Хейвен, местные администрации и главы университетов пытаются активно способствовать созданию именно такого качества места в своих университетах и вокруг них21.
|