Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антидемократический режим ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей. Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный. Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин " тоталитарный" в переводе с латинского означает " весь", " целый", " полный". Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР[34]. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Для тоталитарного режима характерны следующие черты: идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология; нетерпимость ко всякому инакомыслию; монополия на информацию; подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; слияние государственного и партийного аппарата; жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма); упразднение местного самоуправления; отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности. Тоталитарный режим - это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным. Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах[35]. Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности: а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, " неполноценные" народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению; б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военнобюрократического централизма[36]. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги и, геополитические интересы и т.п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма[37]. Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм[38]. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности[39]. Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии. Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. На наш взгляд, его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами[40]. Для авторитарного режима характерно: власть элиты не ограничена законом; народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты; в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются; имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества; устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами; принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя[41]. Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером[42]. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий[43]. Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается. Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан. В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др.[44]. Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации. Вместе с тем ученые отмечают, что исторический спор между тоталитаризмом и демократией еще не завершен.
Заключение
В результате исследования я пришел к следующим выводам. С моей точки зрения, для определения понятия политического режима методологически оправданным будет выявление его общих признаков. По нашему мнению, его основные характерные черты заключаются в следующим: 1) Политический режим недостаточно связывать лишь с формой государства или формой правления, Политический режим тесно взаимосвязан с сущностью и содержанием государства. 2) Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя составляющие ее структурные элементы в упорядоченное состояние и взаимодействие, обеспечивая их взаимосвязь и координацию. 3) Любой политический режим в своем существовании обращается к тем или иным методам, приемам, способам осуществления власти. 4) Политический режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками. На наш взгляд, под политическим режимом, следует понимать, совокупность используемых при реализации политической власти методов, способов, приемов; динамический аспект и особое функциональное состояние существующей в обществе политической системы, обеспечивающее ее стабильность и обладающее собственными временными характеристиками. Нам представляется, что необходимо проводить различие между политическим и государственным режимами. Понятие политического режима отражает содержание государства и поэтому прямого отношения к его форме не имеет. Государственный режим отражает главное направление, существо методов деятельности государственной власти, поэтому именно, он является одним из элементов формы государства. Существовавшие в истории и существующие в современном мире политические режимы весьма многообразны. Типологию политических режимов можно проводить по следующим основаниям: 1. По способу формирования, органов государственной власти - демократические, недемократические; 2. По реализации принципа разделения властей - режим разделения и режим слияния властей; 3. По количеству правящих субъектов - демократия, олигархия и монократия; 4. По методам осуществления политической власти - либеральные, авторитарные и репрессивные; 5. По статусу и роли в обществе органов безопасности, полиции и судов - полицейский и правовой; 6. По состоянию прав и свобод личности, отношению к человеку - гуманный и антигуманный; 7. По взаимоотношению церкви и государства - светский и теократический; 8. По типу легитимного господства и по форме авторитета государственной власти -традиционный, харизматический и рациональный; 9. По степени политического и идеологического плюрализма - плюралистический и моноидеологический; 10. В зависимости от наличия (отсутствия) институтов гражданского общества - «открытый» и «закрытый». Демократическому политическому режиму свойственны свободные и регулярные выборы; функционирование государственного механизма на основе принципа разделения властей; правовой характер государства; политический плюрализм; наличие развитого гражданского общества; высокий уровень экономического развития страны; наличие фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, не только провозглашенных, но и гарантированных; гласность и открытость в действиях государственных органов, партий и других общественных объединений; сужение в деятельности органов государственной власти методов насилия, пресечения, исключение неправовых методов властвования (физического террора и репрессии); наличие у основных групп и слоев общества демократической политической культуры. Для тоталитарного политического режима характерны отсутствие разделения властей, незначительная роль выборов (их отсутствие) в формировании органов государственной власти, неправовой характер государства; монопольный партийно-государственный контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества; однопартийная монопольная система. Авторитарному политическому режиму свойственны отчуждение народа от власти; значительный централизм в руководстве обществом; руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами; доминирование в политической системе одной, правящей партии. Указанные признаки свидетельствуют, что авторитаризм своими глубинными свойствами напоминает тоталитаризм, составляет близкий ему режим. Вместе с тем полностью отождествлять тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются немалые различия.
Библиографический список использованной литературы:
а) нормативно-правовые акты 1.1 Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 года №6- ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
б) Научная и учебно-методическая литература: 2.1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. / Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. - М.: Норма, 2008. – 496 с. 2.2. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Бондарь Н.С. и др. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.Д. Зорькина. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 1008 с. 2.3. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 2004. – 800 с. 2.4. Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – 400с. 2.5. Власенко Н.А. Теория государства и права. / Власенко Н.А. - М.: 2011. — 416 с. 2.6. Воронин А.Е. Юридические факты-события в российском праве: общетеоретический анализ: Автореф. дисс…канд. юрид. наук./ А.Е. Воронин. - Владимир, 2008. – 105 с. 2.7. Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В.П. - М.: 2007. – 303 с. 2.8. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. - 400 с. 2.9. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие./ - М.: ИКД " Зерцало-М", 2008. - 528 с. 2.10. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. - 160 с. 2.11. Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 -592с 2.12. Теория государства и права. / Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – 304 с. 2.13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2009. - 768 с. 2.14. Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. / Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2009. – 299 с.
3.1 Белых В.С. К вопросу о сущности права: теоретические проблемы правопонимания / В.С. Белых // Российский юридический журнал. - 2012. - №3. - С. 25 - 36. 3.2 Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И.Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №6. - С. 10 - 15. 3.3 Шереметьева В.А. " Государственный режим": проблемы теории и типологии/ В.А. Шереметьева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №2.- С. 6 - 9.
[1] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 – С.365. [2] Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие./ - М.: ИКД " Зерцало-М", 2008. – С.456. [3] См.: Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – С.344. [4] См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2009. – С.569. [5] См.: Теория государства и права. / Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – С.265. [6] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2008. – с.193. [7] См.: Теория государства и права. / Григорьева И.В. - Тамбов: ТГТУ; 2009. – С.145. [8] Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – С.305. [9] См.: Власенко Н.А. Теория государства и права. / Власенко Н.А. - М.: 2011. – С. 125. [10] См.: Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2008. – С.193. [11] См.: Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. – М.: Юридическая литература. – 1994. – С. 217. [12] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. – 1999. – С.146. [13] См.: Проблемы теории государства и права. / Под ред. Сырых В.М. - М.: 2008. – С.459. [14] См.: Теория государства и права. / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2008. — 528 с. [15] См.: Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. – С.106. [16] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2009 – С.398. [17] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2009 – С.399. [18] См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 2010. — С.514.. [19] См.: Теория государства и права. / М.Н. Марченко. - М.: 2011. - 640 с. [20] См.: Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. – С.121. [21] См.: Теория государства и права. / М.Н. Марченко. - М.: 2011. –С.345. [22] См.: Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. - С.345. [23]См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 2010. – С.568. [24] См.: Шереметьева В.А. " Государственный режим": проблемы теории и типологии/ В.А. Шереметьева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №2.- С. 6. [25] См.: Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. / Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2009. – С.231. [26] См.: Бошно С.В.Теория государства и права. / С.В.Бошно. - М.: 2007. – С.298. [27] См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 2010. – С.678. [28] См.: Белых В.С. К вопросу о сущности права: теоретические проблемы правопонимания / В.С. Белых // Российский юридический журнал. - 2012. - №3. - С. 27. [29] См.: Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И.Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №6. - С. 12. [30] См.: [31] См.: Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 2010. – С.645. [32] См.: Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. – С.280 [33] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 – С.487. [34] См.: Проблемы теории государства и права. / Под ред. Сырых В.М. - М.: 2008. – М.385. [35] См.: Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / Петренко А.В. - М.: 2010. – С.75. [36] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 –С.485. [37] См.: Проблемы теории государства и права. / Под ред. Сырых В.М. - М.: 2008. - С.328. [38] См.: Власенко Н.А. Теория государства и права. / Власенко Н.А. - М.: 2011. – С. 216 [39] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 – С.495. [40] См.: Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. – С.211. [41] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010– С.549. [42] См.: Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В.П. - М.: 2007. – С.254. [43] См.: Иванов А.А., Иванов В.П.Теория государства и права. / Иванов А.А., Иванов В.П. - М.: 2007. – С.258. [44] См.: Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К. - М.: Юристъ, 2010 –С.458
|