Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и идейные истоки тоталитаризма.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ТОТАЛИТАРИЗМ И АВТОРИТАРИЗМ
ПЛАН: Понятие и идейные истоки тоталитаризма. Социальные предпосылки тоталитаризма. Основные черты тоталитарного строя и его разновидности. Особенности авторитарных политических систем.
Понятие и идейные истоки тоталитаризма. Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический и общественный строй — феномен XX века. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникают гораздо раньше. Термин " тоталитаризм" происходит от позднелатинских слов " totalitas" — полнота, цельность — и " totalis" — весь, целый, полный. В своем этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна используется многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Б.Муссолини в 1925 г. В конце 20-х годов английская газета " Тайме" писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический строй в СССР. В 30-е гг.. одним из первых среди ученых понятие " тоталитаризм" широко использовал немецкий философ и политолог К.Шмидт. Незадолго до Второй мировой войны в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству. Теория тоталитаризма складывается в 40-х — 50-х годах нынешнего века. Первые " классические" теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы Ф.Хайека " Дорога к рабству" (1944 г.) и Х.Арендт " Истоки тоталитаризма" (1951 г.), а также совместный труд К.Фридриха и З.Бжезинского " Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.). В современной политической науке теория тоталитаризма занимает одно из видных мест и широко используется при классификации политических структур. Она имеет значительную эвристическую ценность, позволяет глубже понять различные типы общества и политических систем, и прежде всего уяснить фундаментальные отличия открытого и закрытого общества. Что же конкретно понимается под тоталитаризмом? Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма. Однако оно явно не достаточно, ибо понятие " политический режим" слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма. Даже при широком толковании этого термина " под политическим режимом, — как пишет Ж.-Л.Кермонн, — понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период". Тоталитаризм же не укладывается в элементы, способствующие формированию власти, но охватывает и аспекты ее функционирования и изменения, а также характеризует тип общества в целом, в том числе менталитет личности, культуру, социальную и экономическую структуру и т.д. Тоталитаризм — это политический способ производства и всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Это не только политический режим, но определенный тип политической и общественной системы. Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды, и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом, существуют уже свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до Р.Х. Гераклит (Эфесский) считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, " можно управлять решительно всеми вещами". В VII—IV вв. до Р.Х. в Китае теоретики легизма (Цзы Чань, Шэнь Бу-хай, Шан Ян и др.) обосновали необходимость создания сильного централизованного государства, регулирующего с помощью многочисленных и жестоких законов все области общественной и частной жизни населения. Государство, считали они, должно обладать монополией в ряде отраслей производства и торговли и осуществлять постоянный контроль за поведением и умонастроениями подданных, опираясь при этом главным образом на суровые наказания. Достаточно детальное обоснование тоталитарного по ряду важнейших параметров государства содержится в произведениях Платона (V—IV вв. до Р.Х.), особенно в его последнем диалоге " Законы". Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству — реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже (в первом по совершенству государстве) обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни, определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет граждан посещать чужие страны по частным надобностям, а лицам до сорока лет вообще выезжать за пределы государства (невольно напрашивается аналогия с социалистической ГДР, где к посещению ФРГ допускались главным образом лишь партийно-государственные функционеры и пенсионеры); очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания. В Средние века, и особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов (Цит.по: Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада//Полис.1991. № 2. С. 134.) Г.Мора, Т.Кампанеллы, Г.Бабефа и др. Их, и прежде всего Мора, нередко называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли — требование всеобщего равенства. Так, Г.Бабеф призывает " навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан". Для достижения фактического равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатуру трудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия. Стремление к насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам, всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в. Так, один из основоположников теории социалистического планирования Сен-Симон считал вполне естественным, что с гражданами, не подчиняющимися указаниям плановых органов, будут " обходиться как со скотом". Значительно обогатил и осовременил тоталитарную мысль Ж.-Ж.Руссо. Он исходит из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создает " из тупого и ограниченного животного... разумное существо — человека. Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей " морального и коллективного целого", политического организма или " политического тела", в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность. В этом коллективном теле " частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга". Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан, государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым' заставить " быть свободными", ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей. Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Сореля, Зомбара и др. Однако практическо-политическое звучание и массовое распространение они получают лишь в XX в. В этот период тоталитарная теоретическая мысль воплощается в идеологию массовых социальных движений— коммунистического и социалистического, фашистского и национал-социалистического. Делаются попытки обосновать необходимость перехода к тоталитарной организации общества, опираясь на объективные законы общественного развития, новейшие социальные факты и теории: общественного прогресса, социал-дарвинизма, классовой борьбы, государственно-капиталистического монополизма, планирования и др. Какие же из разнообразных теорий и идей выступают в качестве первоистоков реального тоталитаризма? По этому вопросу высказываются различные мнения. Так, Ф.А.Хайек, а по существу и К.Ясперс, делающий особый упор на планировании, видят первоистоки тоталитаризма в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя примерно такова. Коллективные цели реализуются с помощью экономического и социального планирования. Всеобъемлющее планирование, в свою очередь, нуждается в надежных гарантах реализации планов — во всесильной, абсолютной власти и массовой поддержке, что обеспечивается с помощью гипертрофированного роста институтов власти, социального контроля и систематической идеологической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия, которое неизбежно растет по мере практического осуществления противоестественного для общества социального эксперимента. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан-винтиков, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства и т.д. Эта логика тоталитаризма достаточно убедительна. Однако некоторые исследователи, говоря об истоках тоталитаризма, ставят на первый план иные, по сравнению с коллективной целью, факторы. Так, Н.Бердяев считает, что первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя — утопии играют огромную роль в истории. И они в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме, при обязательном условии их искажения. " Целостность есть главный признак утопии... Утопия всегда тоталитарна,...враждебна свободе". Это объясняется тем, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий для утверждений и действий, опровергающих ее основополагающие постулаты. Представляется, что приведенные две точки зрения по существу не противоречат друг другу, поскольку лежащие у истоков тоталитаризма коллективные цели реально выражаются в форме идеологических систем, утопий, обосновывающих эти цели и пути их реализации. Кроме того, говоря о конечных истоках тоталитаризма, следует отметить претензию на монопольное обладание истиной. Идентификация своего учения с истиной в последней инстанции позволяет тоталитаристам рассматривать все остальные идеи и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей — либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, к другим социальным мыслям И убеждениям, к духовному плюрализму в целом начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве которого и вырастает тоталитарное стремление " к математически совершенной жизни Единого Государства", к " математически безошибочному всеобщему счастью". Претензия на монопольное обладание абсолютной истиной, нетерпимость ко всякому инакомыслию обусловливает в конечном счете историческую обреченность тоталитаризма, его полный разрыв с рационализмом, хотя сама тоталитарная мысль, пусть односторонне, но все же отражая коллективные формы человеческой жизни, объективные социально-интеграционные процессы, тенденцию к усложнению социальной организации, регулятивной роли государства, имеет полное право на существование. Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь с созданием необходимых для этого социальных предпосылок. Каковы же важнейшие из них?
|