Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты тоталитарного строя и его разновидности.
Тоталитаризм как реальный общественный строй существенно отличается от лежащей в его основе теоретической модели, ибо она, как и всякая другая утопия, осуществима лишь при условии глубочайших, принципиальных искажений, диктуемых реальной социальной средой, логикой политической борьбы, корыстными интересами власть имущего слоя, " революционной целесообразностью" (Ленин). И все же тоталитарный строй, в отличие от других возникших естественным, преимущественно стихийным путем социальных систем, например капитализма, создается целенаправленно, на основе определенного идеологического образа. Он — в конечном счете порождение человеческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении общих черт тоталитаризма отправным пунктом является анализ лежащей в его основе идеологии и общественного сознания в целом. Именно в идеологии тоталитарная система черпает свои жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в тоталитарную общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику. Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить с помощью планирования единственно верному учению все экономические и социальные процессы — важнейшая черта тоталитарного общества. Различным формам тоталитарной идеологии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это эсхатологическая и телеологическая ориентация во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует хилиастические идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, 1000-летний Рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая сверкающий образ будущего совершенного строя, используется для оправдания огромных повседневных жертв народа. Телеологизм тоталитарной идеологии проявляется в рассмотрении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в ценностном приоритете цели над средствами ее достижения в соответствии с принципом " цель оправдывает средства". Такой подход к соотношению цели и средств ненаучен и антигуманен, ибо реальное содержание целей выражается в конкретных результатах, получаемых с помощью определенных средств. " Организация более справедливого и благостного общества, — отмечал Н.Бердяев, — не есть цель, есть лишь средство для достойного человеческого существования. Целью человечества остаются высшие ценности, но которые предполагают и очеловечивание средств. Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут". По своему содержанию тоталитарная идеология революционна. Она обосновывает необходимость формирования нового общества и нового человека, определяет их главные черты. Все ее здание базируется на социальных мифах, например, о капитализме и коммунизме, о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Лишь на их основе возможно рациональное объяснение всех общественных явлений и событий. Тоталитарная идеология проникнута патерналистским, покровительским отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным, темным, забитым и т.п. массам. Идеология как единственное верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон (Gleichschaltungsgesetz), предусматривавший единую для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализируется, приобретает некоторые черты религиозного культа. Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контороль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая или национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий. В соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация общества сопровождается его тотальной политизацией, гипертрофией аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, всякой частной жизни. Политическая система, а точнее партийно-государственная организация общества служат стержнем, основой всей социальной, в том числе и экономической организации, которая отличается жестко централизованной иерархической структурой. Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, акламационные формы демократии, создающие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная политическая мобилизация и партиципация (участие), например, 99, 9 — процентное участие в выборах, плебисцитах и т.п. К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия и т.п.), массовый террор или запугивание населения. Страх и слепая вера — главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей. Тоталитаризм формирует или пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг — антагонист: буржуазия, империализм, нации-соперники и т.п. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средства существования, работу, жилище и т.п. Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной власть, подпадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать адекватный этому строю тип личности — " нового человека", определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради " общего дела". Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество социально дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становятся основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый господствующий класс — главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в оплате труда для большинства граждан, претендует на формирование социальной однородности общества, в действительности же он порождает глубокое социальное неравенство. Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полная ликвидация частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, введение планирования и командно-административных методов управления. Тоталитаризм устанавливает монополию государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными ресурсами и самим человеком. Названные выше и некоторые другие черты в большей или меньшей мере присущи всем тоталитарным государствам. Однако у таких государств имеются и существенные отличия, что позволяет выделить несколько важнейших разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм, национал-социализм. Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку он предполагает полное уничтожение частной собственности, а значит и всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Вторая форма тоталитарного строя — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному преобразованию всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению твердой государственной власти, организующей общество. Фашизм претендует на восстановление или очищение " народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. В Италии границы фашистского тоталитаризма во многом определялись позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти. Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм. Как общественный строй он возникает в Германии в 1933 г. Ему присущи почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень многое заимствует у советского коммунизма, и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение — " товарищ". В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти — национальная и расовая. Если в коммунистических политических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь, против собственных граждан, то в национал-социалистических — вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных преференциях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются свои существенные различия, например, различия между " мягким" тоталитаризмом в Чехословакии, сталинизмом в СССР и террористическим режимом Пол-Пота в Кампучии. Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине XX в. этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара. В ряде стран он существует и сегодня. Коммунистический тоталитаризм искусно использует многие гуманистические идеи, а также эгалитаристские устремления низших слоев общества, низменные инстинкты человека, страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида перед конкуренцией, личной свободой и ответственностью рыночного общества. Тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса и т.п. Она весьма эффективна в периоды войн. Ее живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоко подавляющего всякую оппозицию. И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это обществосамоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых народных ресурсов, накопленных ранее средств и сверх эксплуатации подавляющего большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к глубокому качественному обновлению, своевременному учету изменений, происходящих в мире. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды. Тоталитарная модель общества покоится на ошибочных теоретических постулатах и отрицании таких достижений человеческой цивилизации, как рынок, конкуренция, свобода личности. Этот строй разрушает мотивационную сферу предприимчивости, добросовестного, инициативного труда, заменяет хозяина временщиком, отбывающим трудовую повинность, порождает массовое социальное иждивенчество. Он глубоко враждебен гуманистической культуре и нравственности, не совместим с развитием самой личности, индивидуальной свободой и творчеством, уважением человеческого достоинства. Все это рано или поздно ведет к кризису тоталитарных систем, их переходу к демократии или авторитаризму. И все же, несмотря на свою историческую компрометацию, тоталитарная тенденция общественного развития, связанная с попытками чрезмерно заорганизовать общество, ограничить индивидуальную свободу, предприимчивость и конкуренцию в пользу государственного централизованного регулирования по всей вероятности сохранится в обозримом будущем.
Основные черты: 1. основная социальная сила – люмпенизированные слой города и деревни. В результате ликвидации частной собственности была создана новая социальная структура общества рабочий класс, трудовое крестьянство и интеллигенция. 2.насильственная организация общества по принципу чрезвычайного положения: – культивируется образ внутренних и внешних врагов, отсюда и необходимость консолидации общества, формирование гипертрофированного стадного чувства; – создается мощный аппарат насилия, сочетающий в себе одновременно функции следственных и карательных органов – ЧК, ГПУ, КГБ, МВД. 3. милитаризация всех сторон жизни: – развиваются в первую очередь отрасли, связанные с обороноспособностью страны (добывающая, тяжёлое машиностроение, энергетика); – вооруженные силы, гос. предприятия усиливающие военный потенциал финансируются в первую очередь, а здравоохранение, образование и культура финансируются по остаточному принципу. 4. политизация всех сторон жизни: – партия срослась с государством, аппарат гос. управления подконтролен партии; – тотальны партийно-государственный контроль над всеми сторонами общественной и частной жизни граждан, политический контроль над СМИ; – партия выразительница воли всего народа – безальтернативная демократия, создается видимость всенародной (на 99, 9%) поддержки режима. 5. бюрократизация всех сторон жизни: – все стороны жизни общества контролируются компетентными во всех отношениях чиновниками, лояльными к партийной элите и государству; – формируется закрытая элита – партийно-государственная номенклатура. 6. идеологизация всех сторон жизни: – главный принцип жизни общества – принцип идеологической целесообразности. Существуют идеологии 2-х типов: праворадикальные (фашизм, нацизм) и леворадикальные (неокоммунизм). Их объединяет: деление мира на своих и чужих – дихотомия; провозглашение превосходства той или иной социальной группы.
|