Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные предпосылки тоталитаризма.






Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую индоктринацию, тотальное " промывание мозгов" и всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные организационные монстры — монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Усилилось и само государство, расширились его социальные функции. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образовании, в повышении благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.

Тоталитаризм представляет собой специфическую попытку разрешения обострившегося в ходе общественного развития реального противоречия между усложнением социальной организации и индивидуальной свободой. Как отмечал " отец" итальянского фашизма Б.Муссолини, " мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности".

Порождением индустриализма и этатизма является и лежащее в основе тоталитаризма коллективистско-механическое мировоззрение. Оно представляет окружающий мир как огромную механическую систему, а совершенное, идеальное государство как единую, хорошо организованную фабрику, как машину, состоящую из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющуюся единой команде, выражающей общие цели. Не случайно В.И.Ленин неоднократно определял государство как особую машину для классового подавления, а социалистическое общество как " одну контору и одну фабрику", " один всенародный государственный " синдикат". Любопытно, что ленинское определение социализма почти дословно повторяет характеристику образцового государства некоторыми идеологами германского тоталитаризма как " государства служащих" (" Beamtestaat").

Тоталитарные коллективистские представления значительно различаются у элит и масс. Если для политической элиты характерно преимущественно рационалистическо-индустриальное видение общей цели, политического и общественного строя, то у масс сознание может носить общинно-коллективистский характер, что особенно отчетливо проявилось в странах Востока. Однако в любом случае тоталитаризм базируется на сознании, исходящем из безусловного подчинения индивида коллективу, ценностного приоритета надличностного объединения (класса, нации и т.п.) над конкретным человеком.

Одной из важнейших субъективных предпосылок, благоприятствующих появлению тоталитаризма, явилась психологическая неудовлетворенность человека атомизацией общества в индустриальную эпоху, нарастанием социального отчуждения, разрушением традиционных коллективистских связей и ценностей, и в первую очередь религиозных ценностей. Все это приводило к массовым социальным фрустрациям, желанию человека убежать от одиночества и бессмысленности своего существования, преодолеть бессилие перед окружающим враждебным миром, рыночной стихией, найти успокоение и смысл жизни в новых идеологических ценностях и коллективистских формах организации. Капитализм с его жесткой конкуренцией, борьбой всех против всех, эгоистической моралью, обезличиванием индивида вызывает у многих людей психологическое неприятие, делает восприимчивым к тоталитарной идеологии и самому строю.

Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой, мечущейся личности психологическую привлекательность. Он дает надежду преодолеть трудно переносимое человеком сознание собственной неполноценности, социального ничтожества и бессмысленности существования с помощью новой веры и реального объективирования, утверждения себя в чем-то " вечном", несравненно более значительном во времени и пространстве: классе, нации, государстве и т.п. Тем самым индивидуальному существованию придается исторический смысл личности, обеспечивается психологическая удовлетворенность. Человек приобщается к могущественному и возвышенному — к сакрализированной всемогущей Власти. Он преодолевает одиночество, получает социальную защиту.

Кроме того, тоталитаризм соблазняет многих людей возможностью дать выход своим агрессивным, разрушительным инстинктам, преодолеть собственную неполноценность и возвыситься над окружающими с помощью принадлежности к избранной социальной (национальной, расовой) группе или партии.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов, вливающих свежую кровь и новую энергию в тоталитарные движения. Кризис многократно усиливает нищету и бедствия масс, недовольство населения, а значит и негативную мотивацию его действий. Он резко ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок — появление значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается прежде всего через особенно интенсивные в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества.

Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, утратившие социально-культурную и социально-этническую идентификацию.

Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому и настоящему, не дорожат им и склонны к различным политическим и социальным авантюрам. Они больше чем кто-либо связывают свои надежды с идеологическими утопиями. Маргиналы, как обнаружили американский социолог Р.Парк и ряд других исследователей, выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стесненность, эгоцентричность.

С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях социальное недовольство различных слоев. Так, в России большевики, руководство которых состояло в основном из социальных и этнических маргиналов, мастерски использовали требования крестьян безвозмездной передачи помещичьих земель, чтобы впоследствии отнять у них всю землю, а также массовое недовольство солдат и всего населения разрушительной войной и вызванными ею лишениями. В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал новый " средний класс" — многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, администраторы, мелкие чиновники, небогатые представители свободных профессий и т.д., положение которых значительно ухудшилось по сравнению с привилегированным положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и государственными законами. По своим денежным доходам рядовые члены национал-социалистического движения в первые годы его существования были значительно беднее тред-юнионистов или членов социалистической партии.

Итак, общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это индустриальная стадия общественного развития, обусловливающая усложнение общественных связей и взаимозависимости индивидов, нарастание рациональности и организванности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством (с этой точки зрения тоталитаризм представляет собой высшую степень монополизма — всеобъемлющую монополию); этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войны; распространение коллективистско-механистического сознания и мировоззрения; массовая эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитностью и одиночеством; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий бедствия и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму.

Все эти и некоторые другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся прежде всего уже упомянутая этатизация общества, а также появление тоталитарных движений и партий нового типа — предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой, полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их выразителям — вождям, руководству в целом. Именно эти организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным непосредственным творцом тоталитаризма как политического и общественного строя. Каковы же его наиболее характерные черты?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал