Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гракх Бабёф
Гракх Бабёф (1760 — 1797) — при рождении наречен Франсуа Ноэль, позже (в начале 90-х годов) назвал себя Гракхом в память о двух братьях, народных трибунах Древнего Рима. Все творчество Гракха Бабёфа связано с Французской революцией. Подводя ее первые итоги, Бабёф придал определенную форму требованиям плебейских масс, участвовавших в революционном движении, однако неудовлетворённых его результатами. Он воплотил в своем творчестве, своих проектах и планах то, за что отдали жизни многие санкюлоты, совершившие революцию. В своих произведениях Бабёф отразил качественно новые моменты, тенденции самой социально-экономической действительности, новые запросы, родившиеся в процессе резкого столкновения классовых интересов и выступившие наружу в момент наибольшего обострения противоречий. Он стремился связать осуществление идеала подлинного равенства с дальнейшим развитием самой буржуазной революции и шире — буржуазной цивилизации. Политическая революция буржуазного типа, по мнению Гракха Бабёфа, не только не приводит к социальному равенству, но и во многом направлена против совершающего ее народа. Выход один — вернуться к демократическому правлению. Ошибаются те, кто думает, что меня волнует лишь вопрос о замене одной конституции другой. < …> Мы нуждаемся больше в учреждениях, чем в конституциях… Любая конституция, оставляющая в действии старые учреждения… не может вызвать у меня энтузиазма. Любой человек, призванный возродить людей, который будет с трудом тащиться по старой колее предшествующих законодательств, варварски увековечивающих деление на счастливых и несчастных, не будет в моих глазах законодателем, он не внушит мне уважения. Начнем же с создания хороших учреждений, плебейских учреждений, и мы сможем быть уверены в том, что за этим последует хорошая конституция. Плебейские учреждения должны обеспечить всеобщее счастье, равное благосостояние всех членов общества < …> [2. С. 503]. Пусть народ провозгласит свой Манифест. Пусть он даст в нем определение демократии, такой, какую он хотел бы иметь, такой, какая она должна быть, исходя из строгих принципов… Путем восстановления демократии мы хотим, во-первых, вернуть себе свои лохмотья и старую мебель и, во-вторых, добиться того, чтобы те, кто у нас отобрал, были бы впредь лишены возможности возобновить подобные злодеяния. < …> Общественные учреждения должны вести к этой цели, они должны навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан. [2. С. 518]. < …> Единственный способ достигнуть этой цели состоит в том, чтобы установить общее управление; уничтожить частную собственность, прикрепить каждого человека, соответственно его дарованию, к мастерству, которое он знает, обязать его сдавать в натуре плоды своего труда на общий склад и создать простую администрацию распределения, администрацию продовольствия, которая, ведя учет всех сограждан и всех изделий, распределит последние на основе строжайшего равенства и распорядится доставить их по месту жительства каждого гражданина… < …> При таком правлении исчезнут межевые столбы, изгороди, стены, замки на дверях, ябеды, тяжбы, кражи, убийства — все преступления: суды, тюрьмы, виселицы, наказания, отчаяния, вызываемые всеми этими бедствиями… [2. С. 522]. Пусть эти слова: равенство, равные, плебейская доктрина — станут кличем объединения всех друзей народа. Пусть народ подвергнет обсуждению все эти великие принципы; пусть развернется борьба вокруг знаменитого вопроса о подлинном равенстве и вокруг вопроса о СОБСТВЕННОСТИ [2. С. 523]. Утопический социализм, как мы видим, выступает как одна из многих и вместе с тем своеобразных форм отражения факта несовпадения предшествующих революции идей Просвещения с послереволюционной действительностью. Однако Бабёф не только оценивает этот факт на чувственно-эмоциональном уровне, но и предлагает определенное теоретическое, к тому же оптимистическое решение этой проблемы: достижение подлинного равенства и социальной справедливости на пути не только политических, но, в первую очередь, социально-экономических преобразований, коренных изменений форм собственности. Критика идей буржуазной революционности, буржуазного демократизма с более высокого теоретического уровня, различение собственно политической революции (т. е. переворота в надстройке) и революции социальной (т. е. коренного изменения в имущественных отношениях), призыв к последней — таков важнейший отличительный признак утопического социализма Гракха Бабёфа. Идея построения нового общества у Бабёфа тесно связана с идеей насильственного коммунистического переворота, опирающегося на «бедноту», с провозглашением диктатуры, с помощью которой ломается сопротивление господствующих классов. Социальный идеал включает в себя представление о труде как повинности, суровую регламентацию, грубую уравнительность и всеобщий аскетизм, плебейскую подозрительность к широкому развитию духовной культуры из страха перед возникновением новой «аристократии духа». Прямыми наследниками и продолжателями идей утопического социализма в XIX в. выступили великие социалисты Фурье, Сен-Симон, Оуэн.
|