Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из Упанишад
ГИМН ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО 1. Владыка окутал (собой) все это, Все, что движется в этом движущемся мире. Терпи эти лишения, Не будь алчным к благам других. 2. Тот, кто свершает деяния в этом мире, Да пожелает (себе) ста лет жизни, У тебя здесь нет иного (пути): Деяния не пятнают человека. 3. Асуроподобными[28] называют те миры, Что окутаны кромешной тьмой. Уходя (из этого мира), к ним приближаются те, Кто убил свой атман.[29] 4. Единый недвижим, (но) более быстр, чем мысль. Боги[30] не поспевают за ним, устремляющимся вперед. Неподвижно стоящий — обгоняет он других, бегущих. Матаришван[31] сосредоточивает в нем это. 5. Он движется — и не движется. Он далек — и близок. Он внутри всего — И вне всего. 6. А кто все существа Различает в атмане, И атман — во всех существах, Тот не испытывает отвращения. 7. Кто для начинающего все существа Приходят в единство с атманом, — Что (ему) заблуждение, что (ему) печаль, (Ему), видящему единство! 8. Он заполнил (собою все). Он светел, бестелесен и неуязвим, Без сухожилий, чист, его не поражает зло. Он — мудрый, разумный, всеобъемлющий, самосущий, Навеки наделил он каждого его делами. 9. В кромешную тьму входят те, Кто почитает незнание. Как бы в еще более кромешную тьму (входят) те, Кто упивается знанием. 10. «Поистине знание ведет к одному, А незнание — к другому». Вот что слышали мы от мудрых, От тех, кто обучил нас этому. 11. Тот, кто знает знание и незнание, И то и другое вместе, Тот, переступая смерть благодаря незнанию Обретает бессмертие, благодаря знанию. 12. В кромешную тьму входят те, Кто почитает асамбхути[32]. Как бы в еще более кромешную тьму (входят) те, Кто упивается самбхути[33]. 13. «Поистине асамбхути ведет к одному, А самбхути — к другому». Вот что слышали мы от мудрых, От тех, кто обучил нас этому. 14. Тот, кто знает самбхути и винашу[34], И то и другое вместе, Тот, переступая смерть благодаря винаше, Достигает бессмертия благодаря самбхути. 15. Золотым кругом Закрыто лицо истины. Открой его, о Пушан[35], Дабы я, верный истине, узрел его. 16. О Пушан, о единственный риши[36], о Яма[37], о Сурья[38], О потомок Праджапати[39], раскинь (свои) лучи, собери (Воедино свой) жар! Я вижу твой прекрасный облик. Я тот Пуруша[40]. 17. (Пусть) ветер (войдет) в бессмертное дыхание. А тело это (пусть найдет) конец в пепле. ОМ[41]. Помни, о мудрость, помни о деяниях! Помни, о мудрость, помни о деяниях! 18. О Агни[42]. Поведи нас золотой дорогой богатства, О бог, знающий все пути, Удержи нас от грехов, ведущих к обману. Мы воздадим тебе величайшую хвалу[43]. [5. С. 224 — 226]. РАБИНДРАНАТ ТАГОР. ИЗ ЦИКЛА «АРОГГО» («ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ») Пускай легко спадет завеса моего существа, Пусть проникающий свет Созданья Развеет туман И вскроет сладостные очертания истины, Пусть растечется в душе, В недвижных сферах сует Да явится мне бестревожный образ вечности; Да проникну я взором в смысл моего существования, Отринув Бессмысленные хитросплетенья жизни, И ложные ценности, пронизывавшие общество ложью, И толпу корыстно алчущих, — Прежде чем уйду за грань бытия [11. Т. 1. С. 388].
|