Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из речи о свадеши на конфедерации миссионеров в Мадрасе[53] 14 февраля 1916 г.
После длительного размышления я пришел к такому определению свадеши, которое, вероятно, лучше всего выражает мое понимание вопроса. Свадеши — это тот дух в нас, который заставляет нас ограничить себя использованием своего ближайшего окружения и отказаться от более отдаленного. Таким образом, в том, что касается религии, по моему определению, я должен ограничить себя религией своих предков. Это и есть использование моего ближайшего религиозного окружения. Если я найду в нем недостатки, я должен служить ему, очищая его от недостатков. В области политики я должен использовать местные учреждения и служить им, излечивая их от выявленных недостатков. В области экономики — я должен пользоваться только предметами, произведенными моими ближайшими соседями, и поддерживать их занятия, делая их более целеустремленными и эффективными, если это окажется необходимым. Предполагается, что такое свадеши, если его осуществить, принесет с собой золотой век. И точно так же, как мы не отказываемся от поисков золотого века только из-за того, что не надеемся достигнуть его при жизни, точно так же мы не откажемся и от свадеши, даже если это будет не вполне достижимым для грядущих поколений. Давайте вкратце рассмотрим три стороны свадеши, о которых я сказал. Индуизм сделался консервативной религией, а следовательно, и могучей силой благодаря духу свадеши, который лежит в основе этой религии. Эта самая терпимая религия, потому что она не стремится обращать в свою веру, но в то же время она не утратила способности распространяться вширь, как было и раньше. Она достигла успеха не путем гонений, как ошибочно полагают, а путем поглощения буддизма. Дух свадеши побуждает индуса отказываться от перемены религии вовсе не потому, что он считает ее наилучшей, а потому, что он знает, что может улучшить ее. То, что я говорю об индуизме, полагаю верным и для других великих религий мира. Я искал вашей поддержки в религиозных вопросах, которую вы в определенном смысле должны оказать. Но осмеливаюсь также искать вашей поддержки и в вопросах политических. Не думаю, что религия не имеет отношения к политике. Политика, отделенная от религии, подобна трупу, который только и можно что похоронить. Несомненно, вы своим отмалчиванием не в малой степени влияете на политику. И я чувствую, что если бы не было попыток отделить политику от религии, обе они не начали бы вырождаться, что, кажется, происходит. Я думаю о свадеши не как о бойкоте, предпринятом с целью отмщения. Я понимаю его как религиозный принцип, который должны принять все. Я не экономист, но я прочел ряд научных трудов, из которых видно, что Англия легко могла бы стать страной, обеспечивающей сама себя, выращивающей все необходимые ей продукты. Может быть, это нелепое утверждение, и, вероятно, лучшее доказательство того, что оно не может быть истинным, состоит в том, что Англия является крупнейшим импортером. Но Индия не может жить для Ланкашира или какой-либо страны до тех пор, пока она не имеет возможности жить для самой себя. А она может жить для самой себя, только если она будет производить — и в этом ее поддержат — все, что нужно для удовлетворения ее потребностей, в пределах ее собственных границ. Ей не нужно и она не должна быть вовлечена в водоворот сумасшедшей, разрушительной конкуренции, которая порождает братоубийство, зависть и множество других пороков. Но кто может удержать ее крупнейших миллионеров от участия в мировой конкуренции? Разумеется, не законодательство. Сила общественного мнения, соответствующее воспитание многое могут сделать в желательном направлении. Ткацкое ремесло находится при последнем издыхании. Во время своих прошлогодних поездок я нарочно старался повидать как можно больше ткачей, и было больно видеть, что их профессия исчезает, что целые семьи оставили это некогда процветающее и почетное занятие. Если мы будем руководствоваться учением свадеши, тогда и вашим и моим долгом будет найти соседей, которые могут удовлетворить наши запросы, и научить их как это сделать, если они этого не знают; при этом предполагается, что есть соседи, которые нуждаются в здоровых занятиях. Тогда каждая деревня в Индии станет самостоятельной единицей, почти целиком удовлетворяющей свои потребности и обменивающейся с другими деревнями только теми продуктами, которые нельзя произвести на месте. Всё это может показаться нелепым. Ну что ж, Индия — страна нелепостей. Нелепо иссушать горло жаждой, когда добрый мусульманин готов предложить чистой воды напиться. И тем не менее, тысячи индусов скорее умрут от жажды, чем выпьют воду, предложенную мусульманином. Эти нелепые люди, если они убеждены, что их религия требует, чтобы они носили одежды, изготовленные в Индии, и питались продуктами, выращенными в Индии, могут также отказаться носить любую другую одежду и употреблять любую другую пищу. Лорд Керзон[54] ввел в моду чаепитие. И чай — этот вредный наркотик — грозит теперь загубить нацию. Он уже повредил пищеварительные органы сотням тысяч мужчин и женщин и представляет дополнительное бремя для их тощих кошельков. Лорд Хардинг[55] может ввести моду на свадеши, и тогда почти вся Индия отречется от иностранных товаров. В «Бхагаваггите» есть строфа, которая в вольном предложении означает: массы следуют за классами. Можно легко победить зло, если мыслящая часть общества даст обет свадеши, даже если это и причинит временно значительные неудобства. Я ненавижу вмешательство во все области жизни. В лучшем случае, это меньшее из зол. Но я бы допустил, приветствовал бы, просил бы: пусть введут строгие оградительные пошлины на иностранные товары. Наталь, британская колония, охраняла свой сахар путем обложения налогом сахара, который доставлялся из другой британской колонии — с острова Маврикий. Англия погрешила против Индии, навязав ей свободную торговлю. Может быть, для Англии это пища, а для нашей страны — отрава. Часто говорят, что Индия не может принять свадеши, во всяком случае в экономической жизни. Те, кто выдвигает это возражение, не видят в свадеши жизненное правило. Для них это просто патриотическое дело, посвящать себя которому не следует, если оно требует хоть малейшего самоотречения. Свадеши, по моему определению, — религиозная дисциплина, которой подчиняются, не обращая внимания на личные физические неудобства. Для людей, преданных свадеши, утрата булавки или иглы, потому что их не производят в Индии, не должна вызывать ужаса. Последователь свадеши научиться обходиться без множества вещей, которые сегодня он считает необходимым. Более того, тот, кто не принимает свадеши, доказывая невозможность его проведения, забывает, что в конце концов свадеши — это цель, которая будет достигнута путем упорных усилий. И мы все равно шли бы к этой цели, даже если бы ограничили свадеши определенными предметами, разрешив себе в качестве временной меры пользоваться вещами, которые нельзя произвести в нашей стране. Если предположить, что каждый из нас будет вести такой образ жизни, мы сразу создадим идеальное государство. Мы не сможем достигнуть этого все одновременно. Но те из нас, кто, поняв истинность такого образа жизни, осуществит его на практике, приблизят и ускорят наступление этого счастливого дня. При таком образе жизни, когда, казалось бы, я служу одной лишь Индии, я не причиняю вреда никакой другой стране. Мой патриотизм и узок и всеобъемлющ. Он узок в том смысле, что я со всем смирением ограничиваюсь служением родной стране: всеобъемлющ он в том смысле, что мое служение не носит антагонистического характера. < …> Вам, хранителям великой веры, надлежит принять и проповедовать другим, подтверждая проповедь делом, что патриотизм, основанный на ненависти, «умерщвляет», а патриотизм, основанный на любви, «дарует жизнь» [2. С. 465 — 471]. Из брошюры «Хинд сварадж» [56] Положение Англии в настоящее время плачевно. Я молю Бога, чтобы Индия никогда не была в таком жалком положении. Парламент, который вы считаете матерью парламентов, подобен бесплодной женщине и проститутке. Оба слова грубы, но они как раз сюда подходят. Их парламент не сделал еще по своей воле ничего полезного. Поэтому я сравнил его с бесплодной женщиной. Этот парламент таков, что без давления извне он ничего сделать не может. Он похож на проститутку, потому что находится под контролем министров, которые время от времени меняются. Сегодня он находится под контролем м-ра Асквита[57], а завтра может оказаться под контролем м-ра Бальфура[58]. Давайте исследуем это более тщательно. Предполагается, что народ должен избирать лучших людей. Члены парламента служат без вознаграждения[59] и, следовательно, нужно предполагать, служат только во имя общественного блага. Избиратели считаются образованными людьми, и поэтому следует считать, что они большей частью не должны делать ошибочный выбор. Такой парламент не должен нуждаться в пришпоривании посредством петиций или любого другого средства давления. Его работа должна проходить гладко, чтобы с каждым днем ее результаты становились более очевидными. Но на самом деле общепризнано, что члены парламента лицемерны и эгоистичны. Каждый из них думает только о своих собственных мелких интересах. Боюсь, что это и служит для них главным побуждением. То, что сделано сегодня, может быть уничтожено завтра. Невозможно привести ни единого примера из работы парламента, где можно было бы предсказать окончательно решение. Когда обсуждались важнейшие вопросы, можно было наблюдать, как члены парламента потягивались и дремали. Иногда члены парламента столько болтают, что вызывают у слушателей негодование. Карлейль[60] назвал парламент «мировой говорильней». За свою партию члены парламента голосуют, не задумываясь. К этому их обязывает так называемая дисциплина. Если какой-нибудь член парламента в порядке исключения голосует самостоятельно, его считают ренегатом. Если бы деньги и время, растрачиваемые парламентом, были доверены нескольким порядочным людям, английская нация занимала бы сегодня гораздо более высокое положение. Парламент для нации — это просто дорогостоящая игрушка. У парламента нет настоящего хозяина. Даже когда есть хозяин — премьер-министр, все равно парламент бросает из стороны в сторону, как проститутку. Премьер-министр больше заботится о своей власти, чем об удовлетворительной работе парламента. Всю свою энергию он тратит на то, чтобы обеспечить успех своей партии. Он не всегда заботится о том, чтобы парламент поступал справедливо. Известны премьер-министры, которые заставляли парламент действовать только к выгоде партии. Обо всем этом стоит подумать. Такое положение не вызывается какими-то особыми недостатками английского народа, такое положение обусловлено современной цивилизацией. От истинной цивилизации у нее только название. При такой цивилизации народы Европы с каждым днем приходят в упадок и гибнут. Великий английский писатель[61] написал работу, названную «Цивилизация; ее причины и лечение». В этой работе он называет цивилизацию болезнью. Почему мы обычно не знаем этого? Ответ очень прост. Мы редко встречаем людей, которые выступали бы против самих себя. Люди, отравленные современной цивилизацией, едва ли будут писать против нее. Они заботятся о том, чтобы отыскать факты и аргументы в ее поддержку, и это они делают бессознательно, веря, что она и есть истинная цивилизация. Человек, пока он спит, верит в свой сон; заблуждение прекращается только тогда, когда он пробуждается. Человек, отравленный цивилизацией, подобен спящему. То, что мы обычно читаем, это книги защитников современной цивилизации. Среди ее приверженцев несомненно есть выдающиеся и даже очень хорошие люди. Их произведения нас гипнотизируют. И вот таким образом нас, одного за другим, затягивает в водоворот. Давайте прежде всего рассмотрим, какой порядок вещей определяется словом «цивилизация». Не подлинным критерием является тот факт, что люди, живущие в цивилизованном мире, ставят своей целью в жизни физическое благополучие. Приведем несколько примеров. Европейцы живут сегодня в домах, построенных лучше, чем сотню лет назад. Этот факт символизирует цивилизацию, но он также является средством повышения физического благополучия. Прежде одеждой служили шкуры, а оружием — копья. Теперь носят длинные брюки и различную другую одежду для украшения тела, а вместо копий применяют револьверы с пятью патронами или даже больше. Если народ какой-нибудь страны, где до настоящего времени не было обыкновения носить много платьев, ботинки и т. п., перенимает европейскую одежду, то считается, что он вышел из состояния дикости и стал цивилизованным. Прежде в Европе люди пахали землю главным образом вручную. Ныне с помощью парового двигателя один человек может вспахать огромную полосу земли и таким образом накопить большие богатства. Это называют показателем цивилизации. Прежде только немногие писали книги и притом ценные. Теперь кто угодно пишет и печатает все, что ему угодно, и отравляет умы людей. Прежде люди путешествовали в повозках. Теперь они мчатся в поездах со скоростью четыреста или больше миль в день. Установлено, что по мере прогресса человечества люди смогут путешествовать на воздушных кораблях и достигать любой части земного шара за несколько часов. Людям не нужно будет использовать свои руки и ноги. < …> Все будет делаться машинами. Прежде, когда люди сражались друг с другом, они мерялись своей физической силой, теперь же один человек, стреляя из пушки с холма, может лишить жизни тысячи людей. Это цивилизация. Прежде люди работали на открытом воздухе столько, сколько им хотелось. Теперь тысячи рабочих собираются вместе и работают на фабриках и в шахтах, чтобы добыть средства к существованию. Условия их жизни хуже, чем у животных. Рискуя своей жизнью, они вынуждены работать на миллионеров, выполняя самые опасные работы. Прежде люди делались рабами в силу физического принуждения. Теперь их порабощают соблазн денег и роскошь, приобретаемая за деньги. Ныне существуют болезни, о которых раньше люди не имели представления, и целая армия врачей занята поисками средств их лечения, соответственно растет число больниц. Это мерило цивилизации. Прежде требовались специальные посыльные и большие расходы для отправки писем: ныне каждый может оскорбить своего собрата посредством письма, которое обойдется ему в пенни. Правда, за ту же цену он может также послать и свою благодарность. Прежде питались два — три раза в день, и пища состояла из домашнего хлеба и овощей, теперь нужна какая-нибудь еда через каждые два часа, так что едва ли остается свободное время на что-нибудь другое. Что мне еще прибавить? Во всем этом вы можете убедиться, прочтя несколько авторитетных книг. Все это подлинные критерии цивилизации. < …> Эта цивилизация не принимает во внимание ни мораль, ни религию. Ее приверженцы спокойно заявляют, что обучение религии не их дело. Некоторые даже считают, что религия — это продукт суеверия. Другие же рядятся в религиозные облачения и болтают о морали. Однако в результате двадцатилетнего опыта я пришел к выводу, что под именем морали часто преподается безнравственность. Даже ребенок поймет, что во всем, что я описал выше, не может быть никаких побуждений к морали. Цивилизация стремится к увеличению комфорта для людей, но, к несчастью, она терпит позорную неудачу даже в этом. Эта цивилизация — отрицание религии, и она настолько захватила народы Европы, что они кажутся полусумасшедшими. Они утратили настоящую физическую силу и мужество. Они поддерживают свою энергию с помощью опьянения. Они вряд ли могут быть счастливы в одиночестве. Женщины, которые должны быть царицами домашнего очага, бродят по улицам или трудятся как рабыни на фабриках. За жалкие гроши только в одной Англии полмиллиона женщин трудятся в тяжелейших условиях на фабриках и в подобных им заведениях. Этот страшный факт — одна из причин ширящегося с каждым днем движения суфражисток[62]. Эта цивилизация такова, что она разрушится сама собой, нужно только иметь терпение. Согласно учению Мухаммеда ее следует считать сатанинской цивилизацией. Индуизм называет ее черным веком. Я не могу дать вам адекватного понятия о ней. Она въедается в жизненно важные органы английской нации. Её нужно избегать. Парламенты — это настоящие символы рабства. Если вы в достаточной мере подумаете об этом, то у вас составится такое же мнение и вы перестанете осуждать англичан. Они заслуживают скорее нашего сочувствия. Они — умная нация, и поэтому я верю, что они отбросят зло. Они предприимчивы и трудолюбивы, а их склад мышления не безнравственный от природы. В глубине души они неплохие люди, поэтому я уважаю их. Цивилизация не является неизлечимой болезнью, но никогда не следует забывать, что английский народ в настоящее время ею поражен. Я верю, что цивилизация, которая развилась в Индии, не может пройти бесследно в этом мире. Ничто не может сравниться с семенами, брошенными нашими предками. Рим исчез, Греция разделила ту же судьбу, могущество фараонов было сломлено, Япония подпала под влияние Запада, о Китае нечего сказать, но Индия, так или иначе, все еще в своей основе здорова. Европейцы учатся по произведениям Греции и Рима — стран, которые лишились теперь своей былой славы. Стремясь учиться у них, европейцы воображают, что они сумеют избежать ошибок Греции и Рима. Их положение плачевно. В то же время Индия остается неизменной, и в этом ее слава. Индию обвиняют в том, что ее народ настолько нецивилизован, невежественен и флегматичен, что невозможно побудить его к каким-либо переменам. В действительности это обвинение направлено против наших достоинств. Мы не осмеливаемся менять то, что мы испытали практикой и нашли истинным. Многие навязывали Индии свои советы, но она остается непоколебимой. В этом ее красота, это ее якорь спасения. Цивилизация — это такое поведение, которое указывает человеку путь долга. Исполнение долга и соблюдение морали — взаимозаменяемые понятия. Соблюдать правила морали — значит господствовать над своими мыслями и страстями. Поступая так, мы познаем самих себя. По-гуджаратски слово «цивилизация» означает «хорошее поведение». Если это определение правильно, как показали многие писатели, тогда Индии нечему учиться у кого бы то ни было, и так и должно быть. Мы знаем, что ум — это беспокойное создание; чем больше он получает, тем больше он хочет и всегда остается неудовлетворенным. Чем больше мы потворствуем нашим страстям, тем более необузданными они становятся. Поэтому наши предки поставили предел потворству слабостям. Они понимали, что счастье, что, главным образом, состояние ума. Не обязательно человек счастлив, когда он богат, или несчастен, когда он беден. Мы часто видим, что богачи несчастны, а бедняки счастливы. Миллионы людей всегда будут бедными. Видя все это, наши предки отучали нас от роскоши и наслаждений. Мы обходимся таким же плугом, как и тысячи лет назад. У нас такие же хижины, какие были в прежние времена, и наше национальное воспитание остается таким же, как и прежде. В нашем жизненном укладе не было соперничества, которое отравляет существование. Каждый занимался своим делом или ремеслом и получал положенную плату. Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки знали, что если мы будет к этому стремиться, станем рабами и утратим наш моральный облик. Поэтому после долгого размышления они решили, что мы должны делать только то, что можем сделать нашими руками и ногами. Они понимали, что наше подлинное счастье и здоровье состоит в должном использовании рук и ног. Они рассудили далее, что большие города — это западня и бесполезная обуза и что в них люди не будут счастливы, так как там появятся банды воров и грабителей, будут процветать проституция и пороки и богачи станут обирать бедных. Поэтому наших предков удовлетворяли небольшие деревни. Они знали, что сила оружия королей уступает силе нравственности, и поэтому земных монархов они ставили ниже мудрецов и аскетов. Нации с такими качествами более подходит учить других, чем самой учиться у них. У этой нации были суды, адвокаты, врачи, но число их было ограниченно. Каждый знал, что эти профессии не являются чем-то исключительным. Кроме того, эти вакилы и вайдьи[63] не грабили народ, они считались слугами народа, а не его господами. Правосудие было в достаточной степени беспристрастным. Обычно придерживались правила не обращаться в суды. Не было людей, которые завлекали бы в суды. Это зло, так же как и другие, замечалось только в столичных городах и близ них. Простые люди жили самостоятельно и занимались земледелием. У них было подлинное самоуправление. И Индия в той ее части, на которую не распространилась эта проклятая современная цивилизация, остается такой же, как прежде. Жители этой части Индии будут справедливо смеяться над вашими новомодными понятиями. Англичане не правят ими, так же как и вы никогда ими править не будете. Мы не знаем тех, от чьего имени говорим, так же как и они не знают нас. Я бы определенно посоветовал вам и людям, которые, подобно вам, любят родину, отправиться в ее внутренние области, еще не оскверненные железными дорогами, и пожить там полгода. Вы стали бы тогда патриотами и могли бы говорить о самоуправлении. Теперь вы знаете, что я понимаю под настоящей цивилизацией. Те, кто хочет изменить условия, которые я описал, — враги страны и грешники. Индийская цивилизация стремится возвысить нравственное существование, а западная цивилизация — распространить безнравственность. Западная цивилизация безбожна, индийская же основана на вере в Бога. Понимая это и веря в это, каждый кто любит Индию, должен прильнуть к древней индийской цивилизации, как дитя к материнской груди [2. С. 438 — 455].
|