Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законы Ману
«Законы Ману» — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник. Этот сборник, пользовавшийся большим авторитетом в древности и в средние века, и сегодня продолжает сохранять у индийцев свое нравственно-регулирующее значение. «…Наше общество, — писал Р. Тагор, — зиждилось на том, что Ману называл «праведной жизнью» [11. С. 350]. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. Ученые относят происхождение «Законов Ману» ко II веку до н. э. — II веку н. э. В VI — V веках до н. э. в Индии возникли крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспосабливались к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворить потребности государства. Возникли дхармасутры — основанные на «священном откровении» (па Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были не сводами действующего законодательства, а сборниками поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, стиль — лапидарностью; дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны. Из дхармасутр выросли дхармащастры — правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Ученые считают, что основой дхармащастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Перевод названия сборника как «законы Ману» не совсем точно передает его подлинное санскритское название. Более точный перевод — «наставления Ману в дхарме». В русском языке нет слова, в точности соответствующего санскритскому «дхарма». Но в любом случае значения закона это слово никогда не имело. Под законом обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово же «дхарма» означает в данном случае совокупность правовых, моральных и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. Дхармащастра Ману — это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов добродетелью[44]. Он включает предписания не только относительно гражданского и уголовного законодательства, но и относительно норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т. д. Из «Законов Ману» гл. VI, 92 Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость — образуют дхарму, обладающую десятью признаками. гл. VII, 30 Не может управлять правильно тот, у кого нет друзей, (кто наделен) глупостью, необразованностью, приверженностью к мирским утехам. гл. VII, 88 Храбрость в битвах, защита народа, почитание брахманов — лучшее средство для царей достичь блаженства. гл. VIII, 22 Та страна, которая населена главным образом щудрами[45], полная неверующими, … — быстро гибнет, измученная голодом и болезнями. гл. IX, 243 Добродетельному царю не следует присваивать имущество виновных в великом грехе, присваивающий его из жадности пятнается тем же грехом. гл. IX, 255 Если у кого-нибудь страна пребывает в безопасности, обеспеченная мощью его руки, она процветает у него всегда, как орошаемое дерево. гл. IX, 311 Как земля поддерживает в равной мере все живые существа, так (деятельность царя), пекущегося о всех живых существах, подобна образу действий (богини земли) Притхиви. гл. XII, 68 Человек, силой отняв ту или иную чужую вещь, неизбежно делается животным, так же как и вкусив жертвенную пищу, не предложенную при жертвоприношении. гл. XII, 83, 84, 85 Изучение Веды, аскетизм, приобретение знания, обуздание чувств, непричинение вреда и служение гуру[46] — лучшее средство, ведущее к блаженству. Из всех этих чистых деяний в этом мире какое из объявленных деяний наиболее действенно для обеспечения блаженства человека? Познание атмана[47] считается высшим из всех их; оно, поистине, первое из всех знаний, так как через него приобретается бессмертие. гл. XII, 91 Видящий во всех живых существах себя и в себе — все живые существа, …достигает господства над всем [21. С. 19].
|