Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стружка, Зоб и Стелька
Стружка от Стрелы, Зоб Куропатки и Стелька в Русском Башмаке — три товарища. В лес пошли. В лес пришли. Настала ночь. Похлебку готовят. Стружка от Стрелы похлебку размешивает. Размешивая похлебку, высохла, воспламенилась и сгорела. Зоб Куропатки и Стелька в Русском Башмаке от смеха взад-вперед катаются. — Осталось, — мол, — нам добро, добытое Стружкой от Стрелы. Когда они так катались, живот у Зоба Куропатки насквозь щепой прокололо. Дух из него вышел. Стелька в Русском Башмаке па живот ляжет — смеется, на спину перевернется — смеется. Когда она так смеялась, ее искрами засыпало. Высохшая Стелька в Русском Башмаке сгорела. Рыбу и зверя, добытых тремя товарищами, и теперь мыши едят, и теперь счастливы.
ПРИМЕЧАНИЯ
МИФЫ, ПРЕДАНИЯ, СКАЗКИ ХАНТОВ № 1 Зап. А. Штернбергом в конце XIX или начале XX в. Опубл.: 59, с. 38. Ср. № 2, 13, 105—107. Хантыйский миф о происхождении земли, человека, растений и живот-пых, жизненных благ, пищевых запретов, орудий промысла. Наряду с типичными космогоническими мотивами обско-угорской мифологии (жидкая шатающаяся первоначальная твердь, добывание огня, обучение промыслам и т. д.) в мифе заметно влияние христианства, например спор о том, кто сильнее — бог-отец или бог-сын, эпизод соблазнения Кулем первых людей, согрешивших после того, как они съели запретный плод (здесь — кедровую шишку). Основной герой — сын Нум-Торума; здесь его имя Торум, в других мифологических сказаниях он известен как Золотой Богатырь, Князь-Старик, За Миром Наблюдающий Человек и др. ' Еви — букв, «девочка, девушка». Возможно, жена Нум-Торума названа здесь так из-за созвучия этого хантыйского слова с библейским именем Ева. s В обско-угорских культовых жанрах часто упоминаются высшие боги, выдающие письменные приказания. Это можно рассматривать как преломление представлений о царской администрации. 3 В мифологии Торум выступает в роли творца, но после сотворения ыира он не вмешивается в дела людей. * «Того и возьмешь»— т. е. тот должен умереть. № 2 Зап. В. Кулемзиным в 1974 г. в сел. Каюково на р. Юган от А. Мул-танова, 28 лет. Опубл.: 7, с. 17. Краткий пересказ обско-угорского мифа о происхождении земли. Более развернутый текст см. № 105, 106; ср. также № 1, 107. 1 Чек-най—«бедственный огонь»; ср. о нем № И и коммент. к № 11. J Под именем Кон-ики или Торум-пах у восточных хантов известен самый значительный дух — Золотой Богатырь (маис. Мир-сусне-хум). Здесь он выступает инициатором создания земли, посылая нырять за ней кулика. Л«3 Зап. В. Кулемзиным в 1973 г. в сел. Пим на р. Пим от Е. В. Вандымо-ва, 32 лет. Опубл.: 7, с. 69. Ср. № 4, 108. Краткий пересказ мифа о добывании солнца. Черт — это Куль, бог я его сын — Торум и Кон-ики-пах. Л" 8 4 Зап. Г. Пелих в 1961 г. в сел. Александровском на р. Обь от М. К. Кым-ЧЙТИНОН. Публ. впервые по: 11. Ср. Л5 3, 5, 6, 108. 1 У обских угров была широко распространена одежда из сборного меха, сшитого из кусочков или цельных шкурок пушных зверей. В фолькло
ре (см., например, № 12) нередко упоминается склеивание шкур; здесь эта бытовая реалия остроумно используется для введения мотива создания зверей. № 5 Зап. В. Кулемзиным и Н. Лукиной в 1969 г. в сел. Корлики на р. Вах от С. Каткалева, 15 лет. Опубл.: 6, с. 15. Ср. № 6. Мотив брака луны с солнцем известен у многих народов, причем, по наблюдению Е. А. Хелимского, чаще имеет место ассоциация луны с женским началом, солнца — с мужским, а их противопоставление входит в ряд оппозиций типа «день/ночь», «положительный/отрицательный» и др. У обских угров эти отношения перевернуты: солнце считается женщиной, а месяц — мужчиной. Здесь (как и в самодийской традиции) месяц ассоциируется с холодом, а солнце — с теплом и югом, хозяйкой которого считалось женское божество. № 6 Зап. В. Кулемзиным в 1975 г. в сел. Кочевые на р. Тромъеган от Г. Комтина, 28 лет. Опубл.: 7, с. 16. Ср. № 5. В отличие от предыдущей версии здесь вместо сестры-людоедки героя преследуют его земные жены. № 7 Зап. Н. Лукиной в 1961 г. в сел. Староакасомск на р. Обь от 3. Ф. Сп-гельетовой, 28 лет. Опубл.: 7, 15. Ср. JVs 109. Сюжет о людях, идущих по воду и перенесенных на лупу, известен у многих народов; данная версия объясняет запрет детям баловаться вочью, № 8 Зап. Л. Хопти в 1970-х годах в Ленинграде от студента Е. И. Сопочи-на, 19 лет, из сел. Тромъеган на р. Тромъеган. Опубл.: 17, с. 164. В русском переводе публ. впервые. Пер. с хантыйского Е. Шмидт. Ср. JVs 9, 10, 110, см. также № 158. Миф о шестиногом лосе, у которого сын Торума обрубает две ноги, чтобы в будущем люди могли догнать его на охоте. У обских угров, как и у других народов Сибири, с мифическим лосем связывается происхождение созвездий, чаще всего — Большой Медведицы. 1 «Шестирукий»— параллелизм к слову «шестипогий». 2 В мифах события происходят во времена, когда еще не было людей. В них часто указывается па будущий век человека, особенно в таких выражениях: «Когда наступит человеческий век, будет то-то и то-то». 3 «При появлении белых кукол, черных кукол»—т. е. при появлении человека. Одно из истолкований термина «куклы»: человек является куклой богов и духов, которой опи играют. 4 «Чтобы люди видели»—т. е. чтобы люди могли ориентироваться. 6 «Он за одним деревом, за двумя деревьями»— т. е. уничтожен и спрятан, № 9 Зап. Н. Лукиной в 1969 г. в сел. Корлики на р. Вах от В. Каткалева, 17 лет. Опубл.: 6, с. 17. Ср. № 8, 10, 110, 158. В отличие от других вариантов здесь созвездие Большая Медведица — эта не лось, а котел, брошеипый охотником. № 10 Зап. М. Вахрушевой-Баландипой в 1956 г. в Ленинграде от студепта Ф. Елескива, 24 лет, из сел. Овгорт на р. Сыпя. Пер. М. Вахрушевоп-Балан-диной и Ф. Елескива. Публ. внсрвые, из личного архива собирателя. Ср. № 8, 9, НО, 158. 1 «Зверя»— т. е. лося.
|