Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы регулирования деятельности в ПР






Связи с общественностью - это публично-правовой процесс. Он, во-первых, в определенной, пусть и не в исчерпывающей сте­пени регламентирован правовыми нормами. Во-вторых, что бо­лее важно, его содержание выражается в показе общественного смысла и значения той юридической и управленческой деятель­ности, которую совершают государственные органы. Без него юридическое не приобретает правового характера. Значение свя­зей с общественностью как процесса трудно переоценить, по­скольку в конечном счете при надлежащем и эффективном ис­полнении функций связи государства с обществом происходит легитимация действий государственной власти и практики госу­дарственного управления. Легитимация выражается в общественном признании законных институ­тов и действий власти в качестве правовых институтов и дей­ствий. Такое признание не возникает само по себе, оно результат деятельности государственных органов по легитимации своих актов и иных действий посредством взаимодействия с граждана­ми, общественными объединениями, политическими партиями, иными сообществами. В-третьих, этот процесс урегулирован, подчинен нормам публичного права, которое слагается как син­тез конституционного, административного, бюджетно-финансо­вого, уголовного и муниципального права, в той или иной степе­ни происходящий при каждом акте действия государственной власти; будь то власть законодательная, исполнительная, судеб­ная или власть главы государства.

Осуществление общественных связей ПР-службой можно определить как урегулированный за­конодательством, нормами корпоративной этики и профессиональ­ного права публичный процесс реализации прав граждан на инфор­мацию об органах государственной власти, а также анализа об­щественного мнения и правосознания, легитимации органов госу­дарственной власти, их правовых актов и действий.

Связь государства с гражданами и общественностью кратко может быть выражена понятием гражданской публичной связи государства. Такая связь является обязанностью государства и образует гражданскую, публичную функцию государства, которая весьма многообразна. Так, признание государством прав и свобод человека и гражданина как форма информационной граждан­ской функции государства уже само по себе включает ряд форм, в том числе фактическое соблюдение и ненарушение прав и свобод граждан. В гражданскую, или публичную, функцию государства включаются все те функции соблюдения и защиты прав и свобод человека, которые не имеют административно-юрисдикционной формы. Это информационные, этические, социокультурные фор­мы действия государства в отношении граждан.

Конституция Российской Федерации устанавливает принцип публичности юрисдикции Российской Федерации на ее террито­рии. Этот принцип устанавливается следующей нормой основ конституционного строя России: «Законы подлежат официаль­ному опубликованию. Неопубликованные законы не применяют­ся» (ст.15, п.З.). Обязанности органов государственной власти в части публичных отношений устанавливаются ст.24, п.2, Конституции Российской Федерации, согласно которой «орга­ны государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмот­рено законом». Формулировка носит ограниченный характер вследствие того, что данная обязанность публичности установлена не в отношении всех документов и материалов, а лишь в отношении тех, которые непосредственно затрагивают права и свободы человека и гражданина. Критерий, различающий до­кументы, непосредственно затрагивающие права и свободы, и документы, затрагивающие их косвенным образом, Конституцией Российской Федерации не только не устанавливается, но и не предусматривается. Следовательно, вопрос о составе непосред­ственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина документов решается по усмотрению самих должностных лиц. Это положение должно истолковываться также с учетом предлежа­щей конституционной нормы, утверждающей, что права и сво­боды человека и гражданина являются непосредственно действу­ющими. Они определяют смысл, содержание и применение зако­нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Следующий вопрос, который возникает при толковании ст.24 Конституции Российской Федерации, связан опять-таки с инсти­тутом непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Дело в том, что ст. 15 основ конституционного строя не делает такого рода оговорку, она устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15, п. З). Тем самым Конституция Российской Федерации (ст.24) ус­танавливает обязанность должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с непосредственно за­трагивающими их права и свободы актами, во-первых, как при­нятыми, так и их проектами, поскольку в статье названы не толь­ко документы, но и материалы, во-вторых, как индивидуальны­ми, так и нормативными, но лишь теми из них, которые непо­средственно касаются конкретного гражданина.

Связи с общественностью в данном случае - это правовая и организационная форма осуществления публичной, гражданской функции государства, включающей в себя функции реализации и защиты публичного права многонационального народа Рос­сии, ее гражданской нации, а также индивидуальных публичных и частных прав и свобод человека и гражданина. Но связи с об­щественностью, строго говоря, не есть сама эта функция, а она всего лишь одна из деятельностных форм ее осуществления, ко­торая есть осуществление, явление государства его гражданам, а также - что не менее важно - осуществление общественности как правового, социального и политического института.

В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют связи с общественностью, в процесс правового регулирования ПР включаются ниже перечисленные законодательные акты.

1) В сфере деятельности органов власти и органов государственного управления – Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Указы Президента РФ «О государственном флаге РФ», «О судебной палате по информационным спонсорам», «Об управлении Президента РФ по связям с общественностью», постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со средствами массовой информации», «Положение о правительственной комиссии по реализации концепции государственной национальной политик РФ» и др.

2) В сфере окружающей среды – Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

3) В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки – Федеральный закон «О гражданской обороне», Федеральный закон «О защите населения и территории в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и др.

4) В системе средств массовой информации – Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», и др.

Для того чтобы ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал