![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые основы регулирования деятельности в ПР⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
Связи с общественностью - это публично-правовой процесс. Он, во-первых, в определенной, пусть и не в исчерпывающей степени регламентирован правовыми нормами. Во-вторых, что более важно, его содержание выражается в показе общественного смысла и значения той юридической и управленческой деятельности, которую совершают государственные органы. Без него юридическое не приобретает правового характера. Значение связей с общественностью как процесса трудно переоценить, поскольку в конечном счете при надлежащем и эффективном исполнении функций связи государства с обществом происходит легитимация действий государственной власти и практики государственного управления. Легитимация выражается в общественном признании законных институтов и действий власти в качестве правовых институтов и действий. Такое признание не возникает само по себе, оно результат деятельности государственных органов по легитимации своих актов и иных действий посредством взаимодействия с гражданами, общественными объединениями, политическими партиями, иными сообществами. В-третьих, этот процесс урегулирован, подчинен нормам публичного права, которое слагается как синтез конституционного, административного, бюджетно-финансового, уголовного и муниципального права, в той или иной степени происходящий при каждом акте действия государственной власти; будь то власть законодательная, исполнительная, судебная или власть главы государства. Осуществление общественных связей ПР-службой можно определить как урегулированный законодательством, нормами корпоративной этики и профессионального права публичный процесс реализации прав граждан на информацию об органах государственной власти, а также анализа общественного мнения и правосознания, легитимации органов государственной власти, их правовых актов и действий. Связь государства с гражданами и общественностью кратко может быть выражена понятием гражданской публичной связи государства. Такая связь является обязанностью государства и образует гражданскую, публичную функцию государства, которая весьма многообразна. Так, признание государством прав и свобод человека и гражданина как форма информационной гражданской функции государства уже само по себе включает ряд форм, в том числе фактическое соблюдение и ненарушение прав и свобод граждан. В гражданскую, или публичную, функцию государства включаются все те функции соблюдения и защиты прав и свобод человека, которые не имеют административно-юрисдикционной формы. Это информационные, этические, социокультурные формы действия государства в отношении граждан. Конституция Российской Федерации устанавливает принцип публичности юрисдикции Российской Федерации на ее территории. Этот принцип устанавливается следующей нормой основ конституционного строя России: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (ст.15, п.З.). Обязанности органов государственной власти в части публичных отношений устанавливаются ст.24, п.2, Конституции Российской Федерации, согласно которой «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Формулировка носит ограниченный характер вследствие того, что данная обязанность публичности установлена не в отношении всех документов и материалов, а лишь в отношении тех, которые непосредственно затрагивают права и свободы человека и гражданина. Критерий, различающий документы, непосредственно затрагивающие права и свободы, и документы, затрагивающие их косвенным образом, Конституцией Российской Федерации не только не устанавливается, но и не предусматривается. Следовательно, вопрос о составе непосредственно затрагивающих права и свободы человека и гражданина документов решается по усмотрению самих должностных лиц. Это положение должно истолковываться также с учетом предлежащей конституционной нормы, утверждающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Следующий вопрос, который возникает при толковании ст.24 Конституции Российской Федерации, связан опять-таки с институтом непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Дело в том, что ст. 15 основ конституционного строя не делает такого рода оговорку, она устанавливает, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15, п. З). Тем самым Конституция Российской Федерации (ст.24) устанавливает обязанность должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с непосредственно затрагивающими их права и свободы актами, во-первых, как принятыми, так и их проектами, поскольку в статье названы не только документы, но и материалы, во-вторых, как индивидуальными, так и нормативными, но лишь теми из них, которые непосредственно касаются конкретного гражданина. Связи с общественностью в данном случае - это правовая и организационная форма осуществления публичной, гражданской функции государства, включающей в себя функции реализации и защиты публичного права многонационального народа России, ее гражданской нации, а также индивидуальных публичных и частных прав и свобод человека и гражданина. Но связи с общественностью, строго говоря, не есть сама эта функция, а она всего лишь одна из деятельностных форм ее осуществления, которая есть осуществление, явление государства его гражданам, а также - что не менее важно - осуществление общественности как правового, социального и политического института. В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют связи с общественностью, в процесс правового регулирования ПР включаются ниже перечисленные законодательные акты. 1) В сфере деятельности органов власти и органов государственного управления – Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Указы Президента РФ «О государственном флаге РФ», «О судебной палате по информационным спонсорам», «Об управлении Президента РФ по связям с общественностью», постановления Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со средствами массовой информации», «Положение о правительственной комиссии по реализации концепции государственной национальной политик РФ» и др. 2) В сфере окружающей среды – Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др. 3) В условиях чрезвычайной и кризисной обстановки – Федеральный закон «О гражданской обороне», Федеральный закон «О защите населения и территории в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента «О комиссии при Президенте РФ по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести» и др. 4) В системе средств массовой информации – Постановление Правительства РФ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правительства РФ со СМИ», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», и др. Для того чтобы ориентироваться в правовом пространстве связей с общественностью, необходимо быть готовым к комплексному анализу существующей законодательной базы.
|