Правовое регулирование экономических отношений
1.1. Экономические о т н о ш е н и я
как предмет правового регулирования
По своей сути право — это регулятор обществен- ных отношений. Его предназначение состоит в том, чтобы упорядочить жизнь общества, обеспечить его нормальное функционирование и развитие.
Однако не все общественные отношения, не все сферы жизни общества в одинаковой степени явля- ются предметом правового регулирования. Следует помнить о том, что до права и вместе с ним суще- ствовали и существуют обычаи и традиции, мораль, религия, которые также выступают как важнейшие регуляторы общественных отношений. И только вме- сте они могут обеспечить нормальное развитие обще- ства. Причем в различных сферах жизни общества роль каждого из этих социальных регуляторов не одинакова.
Есть такие сферы жизни общества, в регулирова- нии которых праву принадлежит отнюдь не главен- ствующая роль. А есть и такие отношения, которые вообще не подлежат правовому регулированию (это
прежде всего глубоко личностные, интимные, отно- шения: любви, дружбы и т. д.).
Что касается экономики, то она относится к тем сферам, в которых роль права традиционно существен- на. Экономические отношения всегда — разумеется, с того момента, как появилось право — были пред- метом правового регулирования. Естественно, это ре- гулирование имело свою специфику в различные ис- торические эпохи и в условиях различных экономи- ческих систем. Имеет свои особенности и правовое регулирование экономических отношений в услови- ях рыночной экономики.
На первый взгляд может показаться, что рыноч- ная экономика в правовой регламентации вообще не нуждается — ведь одним из краеугольных камней этой экономической системы является свобода эко- номической деятельности. Однако думать так было бы большой ошибкой. Сама жизнь, практика пока- зывают несостоятельность такого взгляда на рыноч- ную экономику.
Во-первых, правовое регулирование рыночной эко- номики необходимо в целях защиты интересов обще- ства и государства. Опыт практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что «абсолют- ная экономическая свобода» всегда связана со зло- употреблениями — появлением на рынке некачествен- ных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, воз- никновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан и многими другими «издержками».
Одним из самых опасных последствий такой «сво- боды» является исчезновение свободной конкуренции и господство монополий. Конкуренция — один из важнейших механизмов, обеспечивающих эффектив- ность рыночной экономики. Монополии же позволя- ют отдельным производителям получать сверхприбы-
ли, не заботясь об эффективности производства, ка- честве продукции и т. д. Для монополистов такое положение дел выгодно. Для потребителей, для об- щества в целом, для государства — представляет опас- ность, которую трудно переоценить. Поэтому во всех цивилизованных странах важнейшим элементом ме- ханизма регулирования рыночной экономики явля- ется антимонопольное законодательство.
С другой стороны, правовое регулирование эконо- мических отношений в условиях рыночной экономи- ки необходимо для обеспечения прав и интересов са- мих предпринимателей. Ведь подлинная, а не мни- мая свобода экономической деятельности не исклю- чает, а предполагает ее определенную регламентацию. Вступая в разнообразные отношения между собой, с потребителями, с государством, предприниматели заинтересованы в том, чтобы эти отношения были упорядоченными, предсказуемыми, строились в со- ответствии с определенными правилами. Не исполь- зуя потенциал права, достичь этого невозможно. Та- ким образом, есть все основания утверждать, что пра- вовое регулирование экономических отношений яв- ляется необходимым условием нормального функци- онирования рыночной экономики.
1.2. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
В условиях рыночной экономики основную массу экономических отношений составляют отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпри- нимательской деятельности. Рассмотрим, что же она собой представляет.
Определение предпринимательской деятельности с точки зрения закона дано в ст. 2 Гражданского ко- декса РФ. В соответствии с данной статьей предпри- нимательской является самостоятельная, осуществ-
Ляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользо- вания имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистриро- ванными в этом качестве в установленном зако- ном порядке.
Из этого определения можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:
1) самостоятельность;
2) направленность на систематическое получе- ние прибыли;
3) рисковый характер;
4) регистрация в установленном законом поряд- ке лиц, осуществляющих эту деятельность.
Остановимся на этих признаках подробнее.
Самостоятельность как признак предпринима- тельской деятельности включает в себя организаци- онную самостоятельность и имущественную само- стоятельность предпринимателя.
Организационная самостоятельность проявляется в том, что предприниматель сам — без всяких указа- ний «сверху» — решает, что и как производить, у кого приобретать необходимое сырье и материалы, кому и по каким ценам реализовывать произведен- ную продукцию и т. д.
Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного, т.е. имен- но ему принадлежащего имущества, которое он ис- пользует при осуществлении предпринимательской де- ятельности. Не всегда такое имущество является соб- ственностью предпринимателя. Существуют субъек- ты предпринимательской деятельности, владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (об этом подробнее будет сказано в следующей главе учебника). Какой- то частью имущества предприниматель может вла- деть, например, на праве аренды. Но в любом случае
предприниматель обладает возможностью самостоя- тельного использования такого имущества.
Имущественная самостоятельность предпринима- теля является основой его организационной самосто- ятельности.
Рисковый характер предпринимательской дея- тельности заключается в том, что далеко не всегда она дает ожидаемые результаты. В силу самых раз- нообразных причин как субъективного (ошибки, про- счеты предпринимателя), так и объективного (изме- нение рыночной конъюнктуры, дефолт, стихийное бедствие) характера предприниматель может не только не получить запланированную прибыль, но и разо- риться, потерпеть крах. Именно рисковый характер предпринимательской деятельности обусловил появ- ление в гражданском праве института несостоятель- ности (банкротства).
Направленность на систематическое получение прибыли — пожалуй, самый существенный признак предпринимательской деятельности. И с точки зре- ния обыденного сознания, и с точки зрения науки предпринимательская деятельность — это прежде всего деятельность, целью которой является получе- ние прибыли. Другие признаки предпринимательс- кой деятельности являются в определенном смысле вторичными, производными от данного признака.
При этом следует иметь в виду, что с точки зре- ния закона для квалификации деятельности в каче- стве предпринимательской не обязательно, чтобы в результате ее осуществления на самом деле была по- лучена прибыль. Важна лишь цель, направленность на ее получение. Будет ли в действительности при- быль или нет — имеет значение для решения иных вопросов, в частности вопросов налогообложения.
С другой стороны, чтобы считаться предпринима- тельской, деятельность должна быть направлена не просто на получение, а на систематическое получе-
ние прибыли, т. е. осуществляться более или менее регулярно. Поэтому сделки, направленные на разо- вое получение прибыли, нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность.
Что касается такого признака предприниматель- ской деятельности, как регистрация лиц, осуще- ствляющих эту деятельность (государственная ре- гистрация), то его не всегда включают в число ос- новных. Некоторые авторы рассматривают его как формальный, указывая на то, что при наличии трех других перечисленных выше признаков деятель- ность будет являться предпринимательской, даже если она будет осуществляться без регистрации. Такой взгляд на государственную регистрацию как признак предпринимательской деятельности не со- всем верен. Действительно, с точки зрения эконо- мического содержания предпринимательской дея- тельности наличие или отсутствие государственной регистрации не имеет существенного значения. Но с точки зрения права данный признак весьма су- ществен. В случае его отсутствия будет иметь мес- то незаконное предпринимательство — правона- рушение, за которое предусмотрена административ- ная, а при определенных условиях — и уголовная ответственность.
И еще одно немаловажное замечание. Предпри- нимательская деятельность, являясь доминирующей в условиях рыночной экономики, не исчерпывает всей экономической жизни общества. Как мы увидим поз- же, среди хозяйствующих субъектов есть и такие, для которых предпринимательская деятельность име- ет второстепенное значение (например, фонды, рели- гиозные организации), и такие, которые вообще не осуществляют предпринимательскую ^деятельность, являясь при этом участниками хозяйственных пра- воотношений (многие жилищно-строительные, гараж- ные кооперативы и т. д.).
Это означает, что понятия «предпринимательская деятельность» и «хозяйственная деятельность» не яв- ляются тождественными даже в условиях рынка. Вто- рое понятие является более широким и включает в себя первое как часть. Поэтому в ряде случаев — если предмет разговора специально не ограничивается толь- ко предпринимательской деятельностью — правиль- нее говорить о субъектах хозяйственной, а не пред- принимательской деятельности, о хозяйственных, а" не предпринимательских правоотношениях, о хозяй- ственном, а не предпринимательском праве.
1.3. Хозяйственное право и его источники
Хозяйственным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, склады- вающиеся в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Важно иметь в виду, что хозяйственное право — это не отдельная, самостоятельная отрасль права на- ряду, например, с гражданским, трудовым и други- ми отраслями, которые известны вам из курса основ права, а так называемая комплексная отрасль пра- ва, включающая в себя нормы нескольких отраслей: конституционного, гражданского, финансового, ад- министративного и некоторых других.
Этот момент важно учитывать, в частности, при характеристике источников хозяйственного права.
Как известно, под источниками права понимают- ся способы выражения, закрепления и существова- ния правовых норм. В разные времена и в различ- ных странах в качестве источников права выступали и выступают правовой обычай, юридический преце- дент, нормативно-правовой акт, нормативный дого- вор. В настоящее время в нашей стране, как и в боль- шинстве других стран мира, основным источником
права выступают нормативно-правовые акты — официальные документы, принятые компетентными органами в установленном порядке и содержащие нормы права.
Нормативно-правовые акты делятся на две боль- шие группы (два вида):
1) законы, обладающие высшей юридической силой;
2) подзаконные нормативно-правовые акты, при- нимаемые на основе и во исполнение законов.
В свою очередь в каждой из этих групп существу- ет своя иерархия нормативно-правовых актов.
Что касается законов, то на вершине пирамиды этих нормативно-правовых актов находится Консти- туция — Основной закон страны. Затем следуют федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы и законы субъектов федерации. Каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде не может противоречить вышестоящему.
Среди обычных законов особого внимания заслу- живают кодифицированные акты — отраслевые ко- дексы, которые являются основными источниками права для соответствующих отраслей.
Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обла- дают указы Президента Российской Федерации и по становления Правительства Российской Федерации. Далее следуют ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции и т. п., документы раз- личных министерств и ведомств), местные (норма- тивно-правовые акты местных органов государствен- ной власти и местного самоуправления) и локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты (т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах от- дельных предприятий, учреждений, организаций).
Среди источников хозяйственного права мы обна- руживаем нормативно-правовые акты, принадлежа-
щие ко всем группам и подгруппам системы норма- тивно-правовых актов и находящиеся на всех эта- жах их иерархии. Охарактеризуем наиболее важные из них.
Важнейшие, основополагающие нормы хозяй- ственного права России закреплены в Конституции РФ. Их можно рассматривать как принципы хозяй- ственного права, т. е. основополагающие начала, из которых исходят все другие нормы хозяйственного права. К ним относятся:
— единство экономического пространства;
— свободное перемещение товаров, услуг и фи- нансовых средств;
— поддержка конкуренции;
— многообразие форм собственности;
— свобода экономической деятельности, включая право каждого на предпринимательскую деятельность.
Следующим по значению после Конституции РФ источником хозяйственного права в нашей стране яв- ляется Гражданский кодекс Российской Федерации. Именно в нем содержатся правовые нормы, регули- рующие такие важные для участников хозяйствен- ной деятельности отношения, как отношения соб- ственности, обязательственные отношения, включая договорные (куплю-продажу, поставку, подряд, ка- питальное строительство и т. д.) и другие.
Среди кодифицированных актов, помимо Граж- данского кодекса РФ, в качестве источников хозяй- ственного права можно рассматривать Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных право- нарушениях, Уголовный кодекс РФ. В них также со- держаться правовые нормы, непосредственно касаю- щиеся субъектов хозяйственной деятельности, уста- навливающие наказания за правонарушения в этой сфере.
К числу важнейших источников хозяйственного права следует отнести целый ряд федеральных зако- 13
нов, регулирующих отдельные аспекты экономичес- кой деятельности: «О б акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерс- ком учете», «О несостоятельности (банкротстве)» и многие другие.
Важную роль в регулировании экономических от- ношений в нашей стране играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. По своему значению они иногда сопоставимы с законами. Одна- ко следует помнить, что при всей их важности, это все-таки подзаконные акты, и они не должны проти- воречить Конституции РФ и федеральным законам. Главное их предназначение — обеспечить реализацию положений Конституции и законов.
Нормативно-правовые акты министерств и ве- домств определяют формы и механизмы реализации законов, указов Президента и постановлений Прави- тельства РФ. Так, например, в инструкциях налого- вого ведомства содержатся указания по применению налогового законодательства.
Нормы хозяйственного права могут содержаться и в некоторых нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. Как правило, они каса- ются собственности муниципальных образований и определяют порядок ее использования.
Некоторые локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты также могут содержать нормы хозяйственного права. Любой хозяйствующий субъект может в своих локальных нормативно-пра- вовых актах установить нормы хозяйственной дея- тельности, обязательные для всех работников данно- го субъекта (разумеется, если эти нормы не противо- речат законам и вышестоящим подзаконным актам).
Наконец, говоря об источниках хозяйственного права, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ частью российской право- вой системы являются общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные до- говоры Российской Федерации. Поэтому к источни- кам хозяйственного права России следует отнести также международные договоры Российской Федера- ции в сфере экономики. На практике большинство субъектов хозяйственной деятельности к такого рода источникам хозяйственного права обращаются ред- ко. Тем не менее, каждому предпринимателю стоит помнить о том, что в случае расхождения правил за- кона и правил международного договора России при- оритет отдается правилам международного договора.
Глава 2
|