Создание юридических лиц
Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.
Прежде всего учредители юридического лица дол- жны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмот- рение учредителей. Однако бывают и исключения.
Так, согласно Федеральному закону «О банках и бан- ковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акцио- нерного общества.
Следующий этап — выработка учредительных до- кументов. Вы уже знаете, что в зависимости от орга- низационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учреди- тельный договор и устав, либо только устав.
Учредительный договор — это документ, подпи- сываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и на- правления деятельности, условия передачи ему свое- го имущества и условия своего участия в деятельно- сти создаваемого лица.
В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товарище- ствах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибы- ли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.
Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отве- чать требованиям, предусмотренным гражданским за- конодательством. Учредительный договор заключа- ется в письменной форме правоспособными, а для физических лиц — и дееспособными лицами, дей- ствующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надле- жащим образом.
Устав — документ, который наряду с учредитель- ным договором (или самостоятельно) определяет пра-
вовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для об- ществ с ограниченной и дополнительной ответствен- ностью и единственным для производственных коо- перативов, государственных и муниципальных уни- тарных предприятий, акционерных обществ.
В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахож- дения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате ус- тавного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.
Как уже было сказано, для некоторых видов ком- мерческих организаций законом предусмотрено обя- зательное отражение в уставе определенных сведе- ний. Так, в уставе общества с ограниченной ответ- ственностью должны указываться размеры долей каж- дого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью — размеры дополнительной ответ- ственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов чле- нов и порядке их внесения, а также условия и поря- док личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.
Одной из целей учредительных документов явля- ется предоставление информации контрагентам ком- мерческой организации об объеме ее правоспособнос- ти, о целях деятельности и порядке принятия реше- ний. Именно поэтому сведения, содержащиеся в уч- редительных документах, не могут составлять ком- мерческую тайну.
Важный этап создания юридического лица — фор- мирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту созда- ния организации должно быть сформировано не ме-
нее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании уни- тарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.
Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.
Государственная регистрация преследует несколь- ко целей. Важнейшими среди них являются закреп- ление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов де- ятельности.
Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно дей- ствующего исполнительного органа, указанного уч- редителями в заявлении о государственной регистра- ции.
Для регистрации юридического лица его учреди- тель (учредители) должны представить в регистриру- ющий орган следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации юри- дического лица, подписанное учредителем (учреди- телями);
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответ- ствии с законодательством;
3) учредительные документы юридического лица;
4) документ об уплате государственной пошлины;
5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — доку- мент, подтверждающий его юридический статус.
Требовать представления иных документов, поми- мо указанных, регистрирующий орган не вправе.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представ- ления документов в регистрирующий орган. Момен-
том государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответ- ствующей записи в реестр юридических лиц. Имен- но в этот момент юридическое лицо считается создан- ным, и у него возникают гражданские право и деес- пособность.
|