Реорганизация юридических лиц
В процессе хозяйственной деятельности может воз- никнуть необходимость в изменении выбранной ра- нее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагива- ющих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами пред- принимательской деятельности.
Такое изменение осуществляется путем реоргани- зации, т. е. изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обя- занностей изменяется либо переходит к другим ли- цам (правопреемникам).
Реорганизация может проходить добровольно, т. е. на основании решения органов управления, и принудительно, т. е. по решению уполномоченного го- сударственного органа (например, антимонопольно- го) или по решению суда.
Законодательство предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация стано- вится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.
Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Присоеди- няющее юридическое лицо увеличивает свои активы
за счет имущества присоединяемого и становится его правопреемником.
Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятель- ность разделяемой организации прекращается. Воп- рос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лица- ми. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.
Выделение — единственный способ реорганиза- ции, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юри- дическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон.
При преобразовании ранее существовавшая орга- низация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-пра- вовой форме.
Организация считается реорганизованной с момен- та государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт или разделительный баланс. Этот документ дол- жен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о реоргани- зации. Кроме того, в нем должны содержаться сведе- ния о правопреемнике по всем обязательствам реор- ганизованного лица.
Ликвидация юридических лиц Ликвидация — такой способ прекращения юри- дического лица, при котором правопреемство не воз- никает. Ликвидация также может производиться в добровольном и принудительном порядке. Гражданс- кое законодательство содержит примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц. К ним от-
носятся: истечение срока, на который создавалась организация; достижение целей, поставленных в уч- редительных документах; признание недействитель- ной регистрации юридического лица.
Принудительная ликвидация осуществляется в су- дебном порядке по требованию уполномоченных го- сударственных органов, на основании нарушения по- ложений учредительных документов, осуществления деятельности без лицензии, грубого нарушения зако- нодательства, несостоятельности (банкротства) юри- дического лица и т. п.
Процедура ликвидации включает в себя несколь- ких этапов.
Первоначально лицо, принявшее решение о лик- видации, уведомляет об этом регистрирующий орган. В государственный реестр юридических лиц вносит- ся запись о том, что данная организация находится в процессе ликвидации. С этого момента прекращается внесение любых изменений в учредительные доку- менты. Аналогичные извещения направляются в на- логовые органы и внебюджетные фонды (пенсионный, страховой).
На следующем этапе органом, принявшим ре- шение о ликвидации, создается ликвидационная ко- миссия (ликвидатор). Состав членов комиссии на- правляется в регистрирующий орган для согласо- вания. До окончания ликвидации все полномочия по управлению организацией переходят к ликви- дационной комиссии, в обязанности которой вхо- дит публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации. Публика- ция должна содержать информацию об органе, при- нявшем решение о ликвидации, сведения о месте нахождения ликвидационной комиссии и порядке и сроках заявления требований кредиторами лик- видируемого лица (не менее двух месяцев с момен- та публикации).
После окончания срока, отведенного кредиторам для предъявления претензий, составляется промежу- точный ликвидационный баланс, который утвержда- ется учредителями или органом, принявшим реше- ние о ликвидации, и согласовывается с регистрирую- щим органом, после чего субъект вправе обратиться в налоговые органы и внебюджетные фонды для сня- тия с учета.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидиру- емого юридического лица производится ликвидаци- онной комиссией в порядке очередности, установлен- ной ГК РФ.
Оставшееся после удовлетворения требований кре- диторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в от- ношении этого юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завер- шенной, а юридическое лицо — прекратившим су- ществование после внесения об этом записи в еди- ный государственный реестр юридических лиц.
2.3. Индивидуальные предприниматели
Утверждение о том, что главенствующая роль в современной экономике принадлежит юридическим лицам, совсем не означает, что времена индивиду- альных предпринимателей ушли в прошлое. Во всех странах с развитой рыночной экономикой наряду с крупнейшими корпорациями, являющимися юриди- ческими лицами, существуют десятки и сотни тысяч индивидуальных предпринимателей. Причем государ- ство, как правило, поощряет развитие индивидуаль- ного предпринимательства. Не является исключени- ем в этом смысле и наша страна. Статья 34 Консти- туции РФ провозглашает право каждого на исполь- зование своих способностей и имущества для пред-
принимательской и иной не запрещенной законом эко- номической деятельности.
Это право является следствием общей правоспо- собности гражданина, т, е. способности иметь граж- данские права и нести гражданские обязанности, при- знаваемой за всеми гражданами. Однако для реали- зации права на предпринимательскую деятельность гражданин должен обладать также дееспособностью, под которой понимается способность гражданина сво- ими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности. Другими слова- ми, заниматься предпринимательской деятельностью могут только дееспособные граждане. Дееспособность в полном объеме возникает с момента достижения совершеннолетия. Однако законодательство допуска- ет участие в предпринимательской деятельности и лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Та- кое участие возможно с согласия их законных пред- ставителей.
Законодательство предусматривает некоторые ог- раничения прав на занятие предпринимательской де- ятельностью, связывая их с социальным статусом отдельных граждан РФ. Так, в соответствии с Зако- ном РФ «О конкуренции и ограничении монополис- тической деятельности на товарных рынках» долж- ностным лицам органов государственной власти и государственного управления, а также другим слу- жащим государственного аппарата запрещается за- ниматься самостоятельной предпринимательской де- ятельностью, иметь в собственности предприятия, занимать должности в органах управления хозяйству- ющего субъекта.
Индивидуальная предпринимательская деятель- ность ведется гражданином от своего имени и на свой собственный риск (от своего имени он совершает сдел- ки и другие юридически значимые действия), он от- вечает перед кредиторами всем своим имуществом, а
не только тем, которое используется в предпринима- тельской деятельности.
Предпринимательская деятельность граждан под- лежит государственной регистрации. Гражданин име- ет право заниматься предпринимательской деятель- ностью только с момента государственной регистра- ции в качестве индивидуального предпринимателя, т. е. получив свидетельство о государственной регис- трации.
Порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определяется законодательством.
Физическое лицо должно представить в регистри- рующий орган заявление, составленное по установ- ленной форме, и документ об уплате регистрацион- ного сбора.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей должна осуществляться регистри- рующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок со дня получения докумен- тов по почте. В тот же срок заявителю выдается (вы- сылается по почте) бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя.
Для занятия определенными видами деятельнос- ти индивидуальному предпринимателю в соответствии с законодательством необходимо получить лицензию или квалификационный аттестат.
При организации группой граждан полного това- рищества им необходимо также зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом необходимо учитывать, что граждане-предпри- ниматели, в том числе участники полного товарище- ства, могут осуществлять только те виды деятельно- сти, которые указаны в свидетельстве о регистрации.
В соответствии с первой частью Налогового ко- декса РФ индивидуальные предприниматели как на- логоплательщики должны встать на учет в налого- 50
вом органе по месту их жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Постановка на учет, снятие с учета в налоговом органе осуществ- ляются бесплатно. Также в течение 10 дней с момен- та государственной регистрации индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет по месту жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского стра- хования РФ, Фонда социального страхования РФ. При постановке на учет индивидуальные предпринимате- ли представляют свидетельство о государственной регистрации и документы (паспорт), удостоверяющие личность плательщика страховых взносов в государ- ственные внебюджетные фонды и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
Особенности правового статуса гражданина-пред- принимателя можно уяснить, сравнив объем его пра- вомочий с правами физических лиц, не являющихся предпринимателями и с правовым статусом юриди- ческих лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Сравнение правового статуса гражданина-предпри- нимателя и физического лица, не являющегося пред- принимателем, позволяет сделать следующие выводы.
Физические лица, не зарегистрированные в каче- стве предпринимателя, имеют право вступать в дого- ворные отношения при отсутствии соответствующих законодательных ограничений (обладание неполной дееспособностью, невозможность быть стороной в гражданско-правовом договоре на основании юриди- ческой конструкции последнего и т. п.) и если вы- полняемые этими лицами договорные обязательства не являются предпринимательской деятельностью, т. е. не соответствуют законодательно установленным признакам предпринимательства.
Граждане-предприниматели, осуществляя пред- принимательскую деятельность и вступая в договор-
ные отношения с контрагентами, имеют только одно ограничение: законодательный запрет на совершение каких-либо действий. Таким образом, возможности реализации права на осуществление предприниматель- ской деятельности у граждан-предпринимателей го- раздо шире, чем у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Сравнивая правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, необходимо отметить следующее: имущественная ответственность юридического лица определяется его организацион- но-правовой формой и может быть как полной, так и — в большинстве случаев — ограниченной, в то время как имущественная ответственность индиви- дуального предпринимателя всегда полная, т. е. ин- дивидуальные предприниматели отвечают по обяза- тельствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
2.4. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
Как уже говорилось, предпринимательская дея- тельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несо- стоятельными (банкротами) тысячи субъектов пред- принимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затраги- вает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на тер- ритории которого он находится — особенно в слу-
чае, если таким субъектом является крупное гра- дообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприя- тиях, имеющих оборонное значение). Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (бан- кротстве)».
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимает- ся признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объе- ме удовлетворить требования кредиторов по граждан- ско-правовым денежным обязательствам и (или) ис- полнить обязанность по уплате обязательных плате- жей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во вне- бюджетные фонды.
При этом несостоятельными по российскому за- конодательству могут быть признаны:
— индивидуальные предприниматели, в том чис- ле главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
— коммерческие организации, за исключением ка- зенных предприятий;
— некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимате- ля — аннулирование его государственной регистра- ции в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания
его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.
Как следует из приведенного выше определения, признаками несостоятельности (банкротства) явля- ются:
1) неспособность должника в полном объеме удов- летворить требования кредиторов по гражданско- правовым денежным обязательствам. Денежное обя- зательство представляет собой обязанность должни- ка уплатить кредитору определенную денежную сум- му. Основанием возникновения такого обязательства являются прежде всего возмездные договоры, по ко- торым сторона в качестве встречного представления обязана уплатить денежные суммы, а также иные основания, предусмотренные законодательством (при- чинение вреда, неосновательное обогащение и т. п.);
2) неспособность должника исполнить обязанно- сти по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды. Здесь имеются в виду пре- дусмотренные законодательством налоги и сборы в бюджеты различных уровней (федеральный, субъек- тов федерации, местные) и платежи во внебюджет- ные фонды (Пенсионный фонд и др.)
Любого из этих признаков достаточно для поста- новки вопроса о несостоятельности (банкротстве) дол- жника. При этом должник считается неспособным исполнить соответствующие обязательства (обязанно- сти), если они не исполнены им в течение трех меся- цев после наступления даты их исполнения. В том случае, если должником является индивидуальный предприниматель, для признания его неплатежеспо- собным необходимо еще одно условие: сумма соот- ветствующих обязательств (обязанностей) должна превышать стоимость принадлежащего ему имуще- ства. Состав и размер денежных обязательств опре- деляются на дату обращения в арбитражный суд. При этом из кредиторской задолженности исключаются:
— штрафы, пени и иные санкции, подлежащие уплате кредиторам или в бюджет (внебюджетные фонды) за неисполнение или ненадлежащее испол- нение соответствующих обязательств. Учитыва- ется лишь размер самих денежных обязательств;
— задолженность по обязательствам, не отно- сящимся к числу гражданско-правовых или финан- совых. Например, не учитывается при определении неплатежеспособности должника его задолженность по заработной плате перед своими работниками;
— задолженность по гражданско-правовым обя- зательствам, не являющимся денежными. Напри- мер, по обязательствам должника передать кредито- ру товар, выполнить работу или оказать услугу, воз- вратить взятую во временное пользование вещь;
— задолженность по некоторым гражданско-пра- вовым денежным обязательствам, указанным в законе.
Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде Производство по делу о несостоятельности (банк- ротстве) может быть возбуждено на основании заяв- ления с которым вправе обратиться:
— Должник. Целью обращения с заявлением для должника является необходимость расплатиться с кре- диторами и освободить себя от долгов. Закон предус- матривает не только право, но и обязанность долж- ника обратиться с заявлением о признании его несо- стоятельным (банкротом). За неисполнение этой обя- занности должник (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или члены лик- видационной комиссии должника) может быть при- влечен к ответственности.
Заявление подается в письменной форме на осно- вании решения собственника или органа, уполномо- ченного руководить имуществом должника. Заявле-
кие должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах, по которым должник не выполняет требований, и о сумме требований. К за- явлению прилагаются список кредиторов и должни- ков и бухгалтерский баланс. Заявление должника не может быть отозвано.
— Кредитор. Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сро- ков исполнения. Правом на подачу заявления обла- дают только конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы по денежным обязательствам. В число конкурсных кредиторов не включаются граждане, перед которы- ми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредители (участ- ники) должника по обязательствам, вытекающим из участия. От имени Российской Федерации, ее субъек- тов выступают уполномоченные на то органы госу- дарственной власти и местного самоуправления. За- явление о банкротстве может быть подано в арбит- ражный суд как одним кредитором» так и несколь- кими. Однако суд принимает указанное заявление и возбуждает дело о банкротстве лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности состав- ляют сумму не менее 500, а к должнику-граждани- ну — не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Задолженность на меньшую сумму, не смотря на неплатежеспособность должника, не является основанием для возбуждения дела о банкротстве.
Перед обращением в суд необходимо соблюсти до- судебный порядок разрешения спора: кредитор дол- жен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнения обязательств должником у кредито- 56
pa появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требова- ния к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.
— Прокурор. Прокурор вправе обратиться с заяв- лением в суд в случае обнаружения им признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законом. Предна- меренное банкротство — умышленное создание или увеличение руководителями или собственником не- платежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство — заведомо ложное объяв- ление предприятия о своем банкротстве с целью вве- дения в заблуждение своих кредиторов, отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявле- ние прокурора может быть отозвано им до возбужде- ния производства по делу.
— Налоговые и иные уполномоченные в соответ- ствии с федеральным законодательством органы. Такое заявление может быть подано в связи с неис- полнением обязанности по уплате обязательных пла- тежей. Данные органы не являются кредиторами по гражданско-правовым обязательствам, а выступают как субъекты публично-правовых отношений, реали- зуя свои властные полномочия. Представлять инте- ресы РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды может Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве). К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства при- нятия мер к получению соответствующей задолжен- ности. Таким доказательством, например, может быть платежное требование на бесспорное списание недо- имки с юридического лица, предъявленное в учреж-
дение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсут- ствия средств на счете и другие документы.
Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснован- ности требований заявителя к должнику и в случае признания этих требований обоснованными и соответ- ствующими названным выше условиям подачи заяв- ления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.
В том случае, если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то наблюдение вводится не- посредственно с даты принятия арбитражным судом заявления к производству. (О процедуре наблюдения и иных процедурах, применяемых в отношении дол- жника в процессе банкротства, будет сказано ниже.)
Дела о банкротстве подлежат рассмотрению ар- битражными судами в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступления в суд соответствующих заявлений.
Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из следующих актов:
1) решение об отказе в признании должника бан- кротом. Такое решение принимается при отсутствии признаков банкротства, а также в иных случаях, пре- дусмотренных законом;
2) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Данное ре- шение принимается в случаях установления судом признаков банкротства должника при обоснованнос- ти и достаточности требований кредиторов и отсут- ствии оснований для введения процедур финансово- го оздоровления или внешнего управления;
3) определение о введении финансового оздоров- ления;
4) определение о введении внешнего управления. Оба этих определения выносятся в случаях, если имеется возможность восстановить платежеспособ- ность должника.
5) определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Такое определение выносится в случаях:
— восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего уп- равления;
— удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства;
— заключения мирового соглашения;
— в иных случаях, предусмотренных законом.
Процедуры, применяемые к должнику Как уже было сказано, приняв заявление о банк- ротстве и установив обоснованность требований зая- вителя к должнику, арбитражный суд вводит в отно- шении должника процедуру наблюдения. В ходе бан- кротства арбитражным судом могут быть применены к должнику также такие процедуры, как финансо- вое оздоровление (санация), внешнее управление, конкурсное производство.
Для проведения процедур банкротства арбитраж- ным судом назначается арбитражный управляющий {внешний, временный или конкурсный). Арбитраж- ным управляющим может быть назначено физичес- кое лицо, зарегистрированное в качестве индивиду- ального предпринимателя, обладающее специальны- ми знаниями и не имеющее личной и (или) имуще- ственной заинтересованности в отношении должни- ка и кредиторов.
Арбитражным управляющим в силу заинтересо- ванности не могут быть назначены руководитель, а также лица, входящие в состав совета директоров (на- блюдательный совет), коллегиальный исполнитель- ный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе освобожденные от своих обя- занностей в течение одного года до момента возбуж- дения производства по делу о банкротстве.
Деятельность арбитражных управляющих подле- жит лицензированию. Лицензии выдаются Федераль- ной службой по делам о несостоятельности (ФСДН).
Лицензирующий орган осуществляет лицензион- ный контроль за деятельностью лиц, которым выда- на лицензия. В случаях, установленных законодатель- ством Российской Федерации, лицензирующий орган вправе обратится в суд с заявлением об аннулирова- нии лицензии.
При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам — на- логовые и иные уполномоченные органы. В собра- нии кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы и иные уполно- моченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме их тре- бований.
К компетенции собрания кредиторов относятся:
— принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответству- ющим ходатайством в арбитражный суд;
— принятие решения о заключении мирового со- глашения;
— принятие решения об обращении в арбитраж- ный суд с ходатайством о признании должника бан- кротом и об открытии конкурсного производства;
— принятие решения об избрании членов комите- та кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении пол- номочий комитета кредиторов;
— решение иных вопросов, предусмотренных за- коном.
Комитет кредиторов представляет интересы кон- курсных кредиторов и осуществляет контроль за дей-
ствиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее 50, реше- нием собрания кредиторов может быть предусмотре- но возложение функций комитета кредиторов на со- брание кредиторов.
|