![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия Конституционного суда РФ
Полномочия Конституционного Суда с точки зрения существа решаемых дел можно разделить на семь групп, а именно: 1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных за- конов и иных актов. а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, отно- сящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ (т.е. с превышением компетенции субъектов) и органов госу- дарственной власти субъектов РФ. Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные акты, принимаемые законодательны- ми (представительными) органами и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (правительствами, губернатора- ми, президентами и т.д.)- Акты министерств, ведомств в очерчен- ный круг не входят; в) договоров между органами государственной власти и органа- ми государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд ограничивает круг договоров, консти- туционность которых проверяет, сводя их только к государствен- но-правовым договорам 1. 2. По разрешению споров о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами го- сударственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции между государственными органами с точки зрения разделения властей. 3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд — единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных Федеральным кон- ституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» процедур принадлежит исключительное право офи- циального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Конституцион- ный Суд устраняет неясности в понимании Конституции при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным от- ношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий круг должностных лиц и государственных орга- нов, имеющих право обращения в Конституционный Суд с запро- сом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе. 4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (проверяет конституционность зако- на, примененного или подлежащего применению в конкретном деле). 5. Связанные с дачей заключения о соблюдении установленно- го порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государст- венной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд выступает предпоследней инстанцией в процедуре отрешения президента от должности. По запросу Совета Федерации Конституционный Суд обязан дать одно из следующих заключений: или о соблюдении, или о несоблюдении установленно- го порядка выдвижения обвинения. Второй вариант заключения влечет прекращение процедуры отрешения Президента (ч. 1 ст. 93, ч. 7 ст. 125 Конституции). 6. По реализации права выступления с законодательной ини- циативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд почти не использует указанное полно- мочие, что объясняется его статусом. Чаще в решениях Суда фор- мулируются рекомендации для Федерального Собрания об урегу- лировании в законах тех или иных вопросов. 7. Другие полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционны- ми законами.
|