Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления и отрасли прокурорского надзора.
Отрасль прокурорского надзора — относительно самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическими для конкретной отрасли надзора предметом и полномочиями прокурора. Выделяют четыре основные отрасли прокурорского надзора. 1. Надзор за исполнением законов органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор). Надзор прокурора за исполнением законов (общий надзор) является важнейшей отраслью прокурорского надзора. Общий надзор прокурора заключается в надзоре за законностью актов, издаваемых органами государственного управления, должностными лицами, общественными организациями и надзоре за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами и гражданами. Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Предметом общего надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их Должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами. Осуществляя общий надзор, прокурор: * выявляет нарушения законов; * устанавливает причины и условия, способствующие нарушениям законов; принимает меры к устранению нарушений закона; Ф принимает меры по предупреждению нарушений законов; * принимает меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов; * устанавливает лиц, допустивших нарушения законов; * принимает меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов. При организации работы по общему надзору прокурор планирует, где, с какими документами и материалами необходимо ознакомиться в целях получения сведений о нарушении закона, где и по каким вопросам изучить состояние законности, где, когда и какие прокурорские проверки провести, кому поручить проведение проверок, привлекать ли к проверкам специалистов и каких именно, какие направления или участки прокурорской работы следует изучить и проанализировать. 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина поразделяется на следующие составляющие: * соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; * надзор за законностью правовых актов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина; * надзор в сфере экономики и экологической безопасности; * предупреждение преступных проявлений. В связи с этим надзор прокуратуры будет заключаться: * в проверке законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами; * в ознакомлении с протоколами заседаний вышеуказанных органов; * в возможном участии прокурора в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления; * в проведении периодических прокурорских проверок и т. п. 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных меро-приятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, являются: * обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования; * обеспечение неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных; * охрана прав и свобод участвующих в деле лиц; * укрепление законности и правопорядка. 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом данной отрасли прокурорского надзора является: + законность нахождения лиц в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания) и предварительного заключения (следственных изоляторах); * законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера; * соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу; * соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеуказанных лиц; * законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Некоторые исследователи выделяют в качестве отрасли прокурорского надзора надзор за исполнением закона судебными приставами. Вторым направлением деятельности прокуратуры является осуществление уголовного преследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. Прокурору предоставлено право участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, в необходимых случаях — лично производить отдельные следственные действия, а также, возбудив дело или изъяв его у органа дознания или следователя, расследовать его самостоятельно в полном объеме. С момента принятия Закона о прокуратуре 1995 г. потеряло значение отрасли надзора и стало считаться отдельным направлением деятельности прокуратуры участие прокурора в рассмотрении дел судами. Это связано с тем, что судебные органы приобретают все большую самостоятельность и независимость и в своей деятельности не поднадзор-ны никаким другим органам государства. Прокуратура, как и суд, ПРИ рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел руководствуется сходными задачами: вынесение законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это особыми методами в соответствии с принципом состязательности. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
|