Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия арбитражных судов РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в главе IV ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ В соответствии с ст. 36 АПК РФ арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Т.о основным полномочием арбитражного суда субъекта РФ является разрешение по существу споров, подведомственных арбитражному суду. Следует отметить расширение подведомственности дел арбитражному суду, происходящее, по мнению профессора В.В.Яркова [12, с. 81], по трем основным направлением: а) отнесение к ведению арбитражного суда новых категорий дел; б) расширение субъектного состава арбитражных процессуальных отношений; в) уточнение критериев подведомственности дел арбитражным судам На первой инстанции, как и на других стадиях процесса, действует принцип состязательности. Проявление принципа состязательности в суде первой инстанции заключается уже в том, что спор рассматривается в объеме тех требований, которые заявлены истцом. Стороны конкурируют друг с другом, представляя суду доказательства в обоснование своей правовой позиции. Состязание сторон, осуществляемое при независимом и беспристрастном суде, ограничивается активными функциями суда. К примеру, суду принадлежит право собирать доказательства. Вмешательство суда в состязание сторон в части сбора доказательств строго регламентировано законом. В соответствии со ст. 82 АПК РФ суд может назначить проведение экспертизы по своей инициативе в случае, если назначение экспертизы предусмотрено законом или договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации доказательств. В порядке ст. 88 АПК РФ суд в определенных законом случаях может по своей инициативе вызвать свидетеля. По делам, возникающим из административных правоотношений, в случае непредставления государственными и иными уполномоченными органами доказательств, необходимых, по мнению суда, для разрешения спора, арбитражный суд вправе истребовать их по собственной инициативе. Пункт 2 статьи 36 АПК РФ предусматривал полномочие арбитражного суда субъекта РФ рассматривать в апелляционной инстанции повторно дела, разрешенные в этом суде по первой инстанции [2]. Поскольку Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ предусмотрена организация апелляционных арбитражных судов, арбитражный суд субъекта этим же Законом лишен полномочий пересмотра судебного акта в апелляционном порядке. Кроме того, арбитражный суд субъекта РФ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Т.о. устанавливается обязанность арбитражного суда субъекта РФ пересматривать судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам при следующих условиях: - во-первых, судебный акт должен быть принят непосредственно данной судебной инстанцией, поскольку суд обладает полномочиями по пересмотру только судебных актов, принятых им самим (ст. 310 АПК РФ); - во-вторых, должно иметься одно из оснований к пересмотру (ст. 311 АПК РФ). Вместе с тем, арбитражный суд субъекта Российской Федерации обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. Т.о. п.4 ст. 36 АПК РФ предусматривает право арбитражного суда субъекта РФ обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу [2]. К примеру, Арбитражный суд Красноярского края обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности ч. 5 ст. 59 АПК РФ. По результатам рассмотрения запроса Конституционный Суд РФ принял Постановление от 16 июля 2004 г. N 15-П < *>, согласно которому признал ч. 5 ст. 59 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и ч. 2), ст. 46 (ч. 1), ст. 55 (ч. 3) и ст. 123 (ч. 3) в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3282., < **> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102). Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время - с 1 июля 1995 года - в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда - первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.
45. Прокуратура Российской Федерации: организационно правовая основа деятельности, цели и задачи прокурорской деятельности. Прокурорский надзор - осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения Конституции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности. Цели прокурорского надзора: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина; защита охраняемых законом интересов общества и государства. Задачи прокурорского надзора: 1) надзор за исполнением законов: федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом " О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
|