Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система показателей эффективности
Эффективность - это сложная системная категория, отражающая как многоцелевой характер деятельности энергокомпании, так и ее взаимодействие с субъектами внешней среды. Её можно рассматривать как меру реализации определенных целей и как соотношение между результатами и затратами, необходимыми для их получения. Система показателей эффективности, характеризующих отдельные стороны деятельности энергокомпании, дает комплексную оценку качества ее менеджмента. В системе показателей эффективности выделяются три основных блока: · результативность; · экономичность; · рентабельность. 1. Результативность как элемент эффективности отражает реализацию основных целей компании · в производственной деятельности; · инновационной сфере; · управлении спросом (взаимодействии с потребителями); · природоохранных мероприятиях. 2. Производственная результативность измеряется показателями, характеризующими энергообеспечение потребителей по объему поставок энергии, мощности и качественным параметрам энергоносителей. Инновационная результативность в технической сфере может быть представлена такими показателями, как коэффициенты выбытия, , и обновления основных средств , возрастная структура основных фондов. 3. Результативность деятельности по взаимодействию с потребителями энергии (маркетинговой деятельности) может быть оценена, например, по доле инвестиций компании в рационализацию энергопотребления, по коэффициентам, отражающим неравномерность и плотность графиков нагрузки, а также в целом по итогам выполнения специальных программ по управлению спросом. Результативность экологической деятельности должна показывать, как энергокомпания выполняет установленные нормативы выбросов загрязняющих веществ. Следует подчеркнуть, что общий принцип расчета результативности заключается в определении отношения фактически достигнутого конечного результата, выражающего степень реализации данной функции, к плановому (нормативному) показателю. Экономичность (экономическую эффективность) следует рассматривать в двух аспектах: как производительность ресурсов и как удельные издержки производства (себестоимость продукции). Показатели производительности ресурсов включают: · удельные расходы топлива на отпуск электрической и тепловой энергии; · производительность труда (например, штатный коэффициент - удельная численность персонала в расчете на единицу установленной мощности ); · фондоотдачу и данные использования оборудования и производственных мощностей. Удельные издержки (себестоимость) можно рассматривать в виде обобщающего показателя экономичности, выраженного в денежной форме. На себестоимость оказывает влияние: 1. Затраты на топливо и покупную энергию взаимосвязаны в статическом и динамическом аспектах и зависят: · баланс мощностей энергосистемы; · структура генерирующих мощностей (например, наличия гидравлических электростанций); · коэффициент использования установленной мощности собственных электростанций, который задают органы диспетчерского управления ОЭС и ЕЭС (режим использования генерирующих мощностей может значительно меняться в разные периоды). 2. Удельный вес затрат на оплату труда. 3. Соотношение затрат на ремонты и амортизацию оборудования, которое меняется в зависимости от порядка учета ремонтных издержек в себестоимости и возможности использования амортизационного фонда на цели капитальных ремонтов. 4. Доля амортизационных издержек, зависящая от недооценки основного капитала энергокомпаний на фоне опережающего роста других составляющих себестоимости. 5. Доля прочих затрат, которая зависит от налогов и платежей, учитываемых в себестоимости энергии (в частности, абонентской платы за использование сетей РАО ЕЭС, платы за аренду электростанций РАО ЕЭС). Рентабельность (финансовая эффективность) служит конечным обобщающим показателем деятельности энергокомпании. Она формируется исходя из результативности и экономичности, но является не простой суммой этих элементов эффективности, а итогом сложного взаимодействия энергокомпании с внешней средой. Таким образом, система эффективности строится по иерархическому принципу. Отдельные ее элементы могут находиться в противоречии друг с другом. Например, компания может быть результативной, но не экономичной, экономичной, но не рентабельной. Систему показателей эффективности надо анализировать с учетом приоритетности отдельных целей и конечных результатов, полученных на данный период функционирования энергокомпании. Приоритеты могут устанавливаться как внутри блока результативности, так и между основными блоками (например, результативность и экономичность, результативность и рентабельность). Очевидно, что структура приоритетов будет различна как у отдельных региональных энергокомпаний, так и на разных этапах их развития. Тем не менее менеджеры энергокомпаний должны четко осознавать, что в общем случае удовлетворительные финансовые результаты, а значит, и конкурентоспособность можно обеспечить только при сочетании высокой результативности и экономичности. Если разные субъекты заинтересованы в отдельных аспектах эффективности, то менеджеры энергокомпании должны охватывать всю систему в целом. В частности, акционеры нацелены на конечные финансовые показатели, потребители энергии - на производственную и маркетинговую результативность, общественность - на безопасность и экологические проблемы. Органы регулирования электроэнергетики могут в большей степени, чем другие субъекты, интересоваться экономичностью и ее связью с рентабельностью, а также инновационной результативностью с точки зрения целевого использования инвестиционных ресурсов, финансируемых за счет тарифов на энергию. С учетом вышесказанного требования к построению системы показателей эффективности деятельности энергокомпании сводятся к следующим. 1. Она должна отражать качество выполнения различных функций энергокомпании как социально ответственной организации. 2. В основе построения системы должен лежать иерархический принцип с использованием причинно-следственных связей. 3. Информация о качестве менеджмента отдельным субъектам внешней среды должна предоставляться в удобной для них форме. 4. Все показатели, входящие в систему, должны выражаться в количественном виде, т.е. быть измеряемы.
5. Влияние качественных показателей электрической энергии на эффективность работы производителей и потребителей энергии.
|