Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условные обозначения






Практические задания

Задания по выбору

Творческие задания

Задания на время

Проверим грамотность!

Поработаем со словарем!

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Деловые игры

Задания со словарем!

Занимательные задания


МОДУЛЬ 1

Тема 1

Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка

Тема 1

Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка

Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопросы.

Вопросы Ответы
1. Что такое язык?  
2. Какие функции выполняет язык? 1. 2. 3. 4. 5. 6.
3. Каковы формы существования общенационального русского языка? 1. 2. 3. 4.
4. Что такое литературный язык?    
5. Какие два значения имеет термин «культура речи»?  
6. Какие аспекты культуры речи выделяются?  
7. Что предполагает нормативный аспект культуры речи?  
8. Что предполагает коммуникативный аспект культуры речи?  
9. Что предполагает этический аспект культуры речи?  
10. В чем различие энциклопедических и толковых словарей?  

Задание 2. Дайте развернутую характеристику русского языка:

 

Русский язык – это национальный язык русского народа, это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Определите, какая функция языка является ведущей в следующих ситуациях.

a. Идет подготовка научной статьи.  
b. Идет конгресс по проблемам экологии.  
c. Рассказ о просмотренном фильме.  
d. Агитация за какого-нибудь кандидата.  
e. Студент слушает лекцию и конспектирует.  

Какая функция языка не нашла отражения в данных ситуациях? __________________________________________________________

Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.

Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования……………………………………………………………………………...

Задание 5. Отметьте правильное утверждение.

□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.

□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.

□ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.

__________________________________________________________________

Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?

1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________

2) Свободных местов в зале не было._______________________________

3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________

4) Как барановски девцонки

Говорят на букву «Це»:

«Дайте мыльце, полотенце

И цулоцки на пеце»_____________________________________________

5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________

6) Вода хлестает из крана.._______________________________________

7) Все компы зависли._____________________________________________

Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.

1. Культура речи – это

Ø владение нормами устного и письменного литературного языка;

Ø соблюдение норм нравственного поведения людей;

Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

2. Под культурой речи понимается

Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;

Ø использование слов в несвойственном им значении;

Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.

 

Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?

1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________

2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста».__________________________________

3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть кат А лог. ____________________________________________________________

4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы. ______________________________________________________

5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»___________________________________________________

6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»__________________________________________________

7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________

8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________

9. Вы обещаете своему другу походот А йствовать за него. ____________________________________________________________

Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.

v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________

v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________

v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________

v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________

v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________

v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________

Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь.

1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________

2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________

3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________

4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________

5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре _____________________________________­­­­­___

6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________

7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________

8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________

9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________

10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________

Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.

Словарная статья Словарь
1. Новелла. заимств. в начале XVIII из итал. яз, где novella «повесть» → «повествование новостей →»новость»; суф. производного от nova «новая», того же корня, что новый.  
2. НовЕлла (итал. Novella), повествоват. жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психол. рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Легкое дыхание» И.А.Бунина)  
3. НовЕлла (допуст. в); допуст. Л), новЕллы., о новЕлле.  
4. НовЕлла, -ы, ж. 1.Рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. 2. Нечто новое, новое добавление к чему-нибудь (книж.) // прилаг. новеллистИческий, -ая, -ое (к 1 знач.)  
5. Гейзер (исл. geysir от geysa – хлынуть), источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до выс. 20-40 м и более. Г. распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Известны в Исландии, США, Н.Зеландии, России (на Камчатке).  
6. Экспонат-экспонент. Различаются значением. Экспонат. Предмет, выставленный для обозрения на выставке, в музее и т.д. Экспонат, отобранный для международной выставки. Экспонент. Лицо или организация, выставляющие на выставке  
7. Привилегия. Исключительное право, льгота. Получить привилегию. Преимущество. Льгота. Прерогатива.(книжн.). Исключительное право.  

Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал