Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условные обозначения
Практические задания
Задания по выбору Творческие задания Задания на время Проверим грамотность!
Поработаем со словарем! Тестовые задания Самостоятельная работа
Деловые игры
Задания со словарем! Занимательные задания МОДУЛЬ 1 Тема 1 Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка
Тема 1 Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопросы.
Задание 2. Дайте развернутую характеристику русского языка:
Русский язык – это национальный язык русского народа, это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3. Определите, какая функция языка является ведущей в следующих ситуациях.
Какая функция языка не нашла отражения в данных ситуациях? __________________________________________________________ Задание 4. Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание. Высшей формой национального русского языка является……………………….. К свойствам литературного языка относятся……………………………………. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования……………………………………………………………………………... Задание 5. Отметьте правильное утверждение. □ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме. □ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме. □ Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. □ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности. __________________________________________________________________ Задание 6. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры? 1) Куриса на улисе яйсо снесла_____________________________________ 2) Свободных местов в зале не было._______________________________ 3) Театр уж полон, ложи блещут._________________________________ 4) Как барановски девцонки Говорят на букву «Це»: «Дайте мыльце, полотенце И цулоцки на пеце»_____________________________________________ 5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.______________ 6) Вода хлестает из крана.._______________________________________ 7) Все компы зависли._____________________________________________
Задание 7. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности. 1. Культура речи – это Ø владение нормами устного и письменного литературного языка; Ø соблюдение норм нравственного поведения людей; Ø умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; Ø раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры. 2. Под культурой речи понимается Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина; Ø использование слов в несвойственном им значении; Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Задание 8. Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций? 1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.__________________________________________________ 2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста».__________________________________ 3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть кат А лог. ____________________________________________________________ 4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы. ______________________________________________________ 5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»___________________________________________________ 6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»__________________________________________________ 7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._______________________________________________ 8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова._______________________________________________________ 9. Вы обещаете своему другу походот А йствовать за него. ____________________________________________________________ Задание 9. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь. v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры___________________________ v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы_____________________________________________________ v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями___________________________________________________ v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура_________________________________________ v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова. _____________________________________________________________ v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время________________________________________________________ Задание 10. Определите соответствующий каждому определению словарь. 1. Имена собственные объясняются в словаре __________________________ 2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_________________________________________________________ 3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________________________________________________ 4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре_________________________________________________________ 5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре ________________________________________ 6. Трудности управления объясняются в словаре ________________________________________________________________ 7. Значение слова можно узнать в словаре _____________________________ 8. Ударение и произношение описываются в словаре_____________________ 9. Правильное написание слова можно проверить по словарю _____________ 10. Способ образования слова можно узнать в словаре ____________________ Задание 11. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.
Задание 12. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.
|