Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы
| Ответы
| 1. С чем связаны лексические нормы?
| | 2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным?
| | 3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении?
| | 4. Что понимается под лексической сочетаемостью?
| | 5. Что такое паронимы?
| | 6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм?
| | 7. Чем плеоназм отличается от тавтологии?
| | Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Воля
| | Акция
| | Коса
| | Акт
| | Лоб
| | Журавль
| | Липа
| | Просмотреть
| | Прослушать
| | Распустить
| | Расписаться
| |
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт
|
| Великий писака
|
| Выдающийся эскулап
|
| Уважаемый хвастун
|
| Честный провокатор
|
| Широкая улочка
|
| Очаровательный карьерист
|
| Толстая книжка
|
|
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный - друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение
| Причина лексической ошибки
| 1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим.
| | 2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться.
| | 3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону.
| | 4. Учителя перед Новым годом распустили детей.
| | 5. Металлургический цех запущен.
| | 6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться.
| | 7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.
| | 8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища.
| | 9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей.
| | 10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни.
| | 11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад.
| | 12. Конвенция новой фирмы нас не устроила.
| | 13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед.
| | 14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина.
| | 15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
| | 16. Спуск вниз строго запрещен.
| | 17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности.
| | 18. В актовом зале института царила деловая суета.
| | 19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок.
| | 20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу.
| |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот
| Значение
| Синонимичный
фразеологический оборот
| брать под обстрел
| | | как дамоклов меч
| | | вольная птица
| | | бесструнная балалайка
| | | гусь лапчатый
| | | ударить по рукам
| | | буриданов осел
| | | валаамова ослица
| | | перейти Рубикон
| | | лебединая песня
| | | притча во языцех
| | | секрет Полишинеля
| | | китайская грамота
| | | эзопов язык
| | |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение
| Причина нарушения фразеологической нормы
| Ребенок у меня всегда перед глазом.
|
| Он довел родителей до белого колена.
|
| Сосед, видно, деньги лопатами гребет.
|
| Это дело выеденного гроша не стоит.
|
| Не надо было мусор из избы выносить.
|
| Эта поездка играет большое значение для меня.
|
| Должник как сквозь землю канул.
|
| Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет.
|
|
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
Реноме
|