Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коммуникативные качества хорошей речи
Задание 1. Ответьте на вопросы 1. Какое коммуникативное качество речи предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание? _______________________________________________________ 2. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение? ___________________________ 3. Какое коммуникативное качество речи предполагает отсутствие в ней языковых элементов, которые чужды литературному языку, а также тех слов и оборотов, которые отвергаются нормами нравственности? Задание 2. Дайте дефиниции данных терминов 1. Выразительность речи - __________________________________________ 2. Богатство речи-_________________________________________________ 3. Уместность речи-________________________________________________ 4. Уместность речи бывает:
Задание 3. Какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных предложениях? 1. Я просмотрела этот сериал.____________________________________ 2. Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю___________________________________________________ 3. Учитель отобрал несколько книг.________________________________ 4. Э..э..э..я, как говорится, имел ввиду…э..э..э.. совсем другое, как говорится, так что…э..э..э..необижайтесь._________________________ 5. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт._____________________________________________________ 6. Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя.________________________________________________________ 7. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. ___________________________________________________________ 8. Мы взяли с собой на рыбалку удочки и меньшого брата._____________________________________________________ 9. Террористов надо мочить без жалости.____________________________ 10. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ._______________________________________________________ 11. Невнимательное отношение администрации рождает текучесть кадров. ___________________________________________________________ 12. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя в трапезе. ___________________________________________________________ Задание 4. Укажите, какие логические ошибки допущены в данных доказательствах и утверждениях. 1. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам: · конференции должны готовиться заранее; · доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться научными руководителями; · следует назначать ответственных за проведение заседаний секции.________________________________________________________ 2. Победителями этой олимпиады будут, конечно, тольяттинцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают у себя дома, а дома, как известно, побеждать легче._______________________________ 3. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 по 25 июня, так как профсоюз мне выделил горящую путевку в дом отдыха. 4. Я думаю, мы придем к консенсусу, хотя это решение окончательное и обсуждению не подлежит.________________________________________ 5. Умерев, он завещал продолжить начатое им дело.____________________ 6. С тех пор этот сувенир стоит на пустой полке с игрушками.____________ 7. Он учился на тройки, и поэтому его рекомендовали в аспирантуру.____________________________________________________
Задание 5. Что является причиной нарушения логичности речи в данных предложениях? 1. В марафоне приняли участие школьники, студенты и рабочий класс.________________________________________________________ 2. Я никогда не видела жирафа, только в зоопарке.___________________ 3. Отец облокотился спиной к стене и тяжело дышал. _________________ 4. В этом отделе продавались крупы, макаронные изделия и бакалея.______________________________________________________ 5. Сюжеты многих восточных сказок перекликаются со сказками европейскими._________________________________________________ 6. Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.______________ 7. Он вернулся домой с ребенком и насморком. ______________________ 8. Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.______________________________________________ 9. В самолете одни русские и сибиряки._____________________________ 10. В нашем кафе можно провести все виды торжеств: юбилеи, свадьбы, панихиды. ____________________________________________________
Задание 6. Определите причину нарушения точности речи в данных предложениях. 1. Атом неделим. _______________________________________________ 2. Затмение месяца происходит периодически._______________________ 3. Он является председателем комитета по защите здоровья Госдумы РФ. _____________________________________________________________ 4. Я хочу продолжить семейную династию и стать офицером.____________________________________________________ 5. Это была очень длинная коса.____________________________________ 6. Большинство времени он проводил в разъездах.____________________ 7. Фривольное толкование закона является необходимым условием судопроизводства..____________________________________________ 8. И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване._______________________________________________________ 9. Участники митинга строго обсудили террористов.__________________ 10. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. _____________________________________________________________ 11. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею.__________________________________________________________ 12. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели._______________________________________________________
Задание 8. В каждом словосочетании замените слово «много» синонимичным существительным, передающим это значение множества. Постарайтесь не повторять одно и то же слово. Много книг - много дел - много комаров - много мыслей - много улыбок - много счастья - много флагов - много рук - много предложений – Задание 9. Определите причину нарушения чистоты речи в данных предложениях.
1. Профицит бюджета позволит увеличить ассигнования в виде субвенций и трансфертов дотируемым территориям._____________________ 2. Целиком и полностью одобряю ваш план перепланировки квартиры._________________________________________________________ 3. Малява должна дойти вовремя.__________________________________ 4. В семье я никак не достигну консенсуса.________________________________________________________ 5. Нам не нужно ни перед кем, то есть, значит, как бы расшаркиваться.____________________________________________________ 6. Это что: разборки в берлоге или решение конституционных вопросов? __________________________________________________________ 7. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.______________________________________________________ 8. Те продукты, которые ложат на стол, входят в понятие «продуктовая корзина».__________________________________________________________ 9. Баз находится на самом юру. ______________________________________ Задание 10. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 10 минут подберите и запишите как можно больше слов с корнями «добро» и «благо», а потом подсчитайте их количество. Оцените, насколько разнообразны подобранные вами слова (по составу, по частям речи, по суффиксам и т.д.) Добро _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Благо _______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Проверьте богатство вашего словарного запаса: за 5 минут подберите синонимы к данным словам: консалтинговый____________________________________________________ эксклюзивный______________________________________________________ компетентный______________________________________________________ интеллигентный____________________________________________________ консенсус__________________________________________________________ презентация_______________________________________________________ коалиция__________________________________________________________ коммивояжёр______________________________________________________ конфронтация______________________________________________________ ратифицировать____________________________________________________ адаптировать_______________________________________________________ завуалировать______________________________________________________ регламентировать__________________________________________________
З адание 12. Укажите, какая уместность речи (стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая) нарушена в данных ситуациях. 1. Выступая перед учениками первых классов с лекцией о необходимости охраны окружающей среды, лектор использует такие научные термины, как «техногенный риск», «человеческий фактор», «озоновая дыра» и т.д.____________________________________________________________ 2. Вы пишете отчет о командировке и используете разговорные или жаргонные слова.______________________________________________ 3. Вы встречаете коллегу, у которого недавно случилось несчастье, и начинаете восторженно рассказывать о своих радостях._____________________________________________________ 4. Вы – преподаватель, приходите с лекцией к студентам и, вместо лекции, рассказываете им веселые истории из своей жизни._________________________________________________________ 5. Вы – начальник, и, приходя домой, разговариваете со своими родными так же, как на работе.____________________________________________ 6. Научный руководитель объясняет Вам, как работать над курсовой работой, и сыплет терминами, не объясняя их значения. 7. Вы пишете письмо другу и обращаетесь к нему: «Уважаемый друг! Выражаю благодарность за то, что ответил мне. Довожу до твоего сведения…»____________________________________________________ 8. Вы знаете, что Ваша подруга сильно переживает из-за своей фигуры, однако Вы любой разговор обязательно переводите на эту тему. Задание 13. Определите, какие коммуникативные качества хорошей речи нарушены в данных текстах, представляющих официально-деловой стиль. 1. Текст заявления руководителю администрации поселка. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.___________________________ 2. Текст поздравления юбиляру. Уважаемая Ирина Николаевна! Поздравляем Вас с юбилеем! 50 лет – это не возраст. Желаем Вам расти и дальше! ___________________________________________________________ 3. Текст приглашения. Уважаемый Семен Яковлевич! Приглашаем Вас на конференцию, посвященную юбилею нашего университета! В конференции принимают участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Будет классная тусовка! Оргкомитет.________________________________ 4. Текст объяснительной записки студента декану. Я пропустил неделю занятий. Прошу меня извинить, но на это были причины личного характера, о которых я, к сожалению, Вам сказать не могу, но клянусь, что это очень уважительная причина, и, если бы я мог сказать, Вы бы меня извинили. Студент Прохоров Б.Ю. ____________________________________________ 5. Текст доверенности. Прошу выдать мою заработную плату моему другу Петрову И.В., так как он мой друг и я ему доверяю. Я уверен, что он меня не обманет. Сидоров Т.Б.____________________________________ 6. Текст выступления на защите дипломной работы. Я выношу благодарность своему научному руководителю, Сан Санычу, чьи советы и замечания помогли мне выполнить данную работу на должном уровне._________________________________________________________
Задание 14. Определите по словарю, какие значения имеют данные префиксы. Приведите слова с этими префиксами.
Самостоятельная работа Проверим грамотность! Вставьте, где необходимо, вторую согласную. Дис...танция, дис...идент, дис...ертация, дис...онанс, гал...ерея, дес...ерт, дес...ант, кор...онация, кор...нишон. Поработаем со словами! Отнесите слова с соответствующими им значениями. Внимание! Среди данных слов есть многозначные!
|