![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные процессы и их виды.
Процесс правового воздействия на общественные отношения можно рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функций: • Постановки целей регулирования в области права (естественно, происходит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объекта управления - общественных отношений); • получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными целями собирается, систематизируется, анализируется информация о состоянии общественных отношений в наиболее полном виде); • принятия определенного юридического решения (создание новой правовой информации); • передачи и использования социально-правовой информации. Таким образом, все стадии процесса правового воздействия есть информационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необходимо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика. Изучение информационных процессов важно как самостоятельное исследование и с целью определения тех информационных правоотношений, которые на основе этих процессов формируются. Сегодня в законодательстве можно найти следующие виды информационных процессов. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В Законе об информации определены информационные процессы предоставления и распространения информации: Информационные технологии в юриспруденции Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. С точки зрения информатики обобщенная структура процесса обращения ин формации имеет вид (см. рис. 1):
I. В источниках информации происходит создание информации. В области создания (производства) информации действует объективный закон неполного использования информации, что определяется как свойством избыточности информации, так и неспособностью субъектов к ее полному использованию. С юридической точки зрения создание информации - это генерация информационных продуктов и ресурсов в процессе творческой, производственной и иной общественно-полезной деятельности человека и гражданина, юридических лиц, органов и иных субъектов права на информацию. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования, в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство «вредной» информации, распространение которой может нанести вред законным интересам других субъектов информационных отношений. II. Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной системы. Необходимыми этапами в системе сбора информации является ее восприятие и преобразование. Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих в социальную, техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, наблюдаемый объект, явление или процесс и т.д.). Восприятие информации необходимо для любой информационной системы, коль скоро она претендует на какую-либо полезность. Преобразование информации является вторым этапом сбора информации, в результате которого информация должна быть представлена в виде, пригодном Информационные технологии в юриспруденции дляее дальнейшего использования. Основными формами представления информации в информационной системе являются аналоговая и цифровая формы. Аналоговая форма представления информации связана с такими категориями носителей, используемых в современных информационных системах, ка-кими являются текст, видео и голос. Одним из первых способов, которым доисторические люди поддерживали связь, был звук. В области сбора информации действует объективный закон роста информации. Универсальная формула закона роста информации в живой природе имеет вид: Ut = U0eKqt, Ut, - количество информации в момент времени t, Uo - количество информации в начале времени анализа системы, К - количество элементов, участвующих в процессе обеспечения роста информации в ней, q - коэффициент уровня организации связи в системе, т.е. коммуникативности ее элементов. Информация приобретается из внешней среды в процессе материальной деятельности, при научных и конструкторских разработках, благодаря жизненному опыту, в процессе общения, при обучении и т.д. Отсюда следует, что наибольшее число элементов (субъектов или объектов) должно оперировать в информационно емких областях деятельности. Закон роста информации называется основным законом кибернетики, информатики и общественных систем. В результате действия этого закона в обществе с 1900 г. до 1950 г. объем информации вырос в 8-10 раз, до 80-х г. объем информации удваивался каждые 5-7 лет; в 80-е г. удвоение происходило уже каждые 20 месяцев; в 90-е — ежегодно.. Это явление получило название «информационный взрыв». Закон роста информации предопределяет непрерывный объективный процесс увеличения количества информации в природе и обществе, что мы и наблюдаем в реальной действительности. Управление информацией становится возможным, если люди объединяются, специализируясь по какой-то части общественной или служебной информации, т.е. необходимо минимизировать количество обрабатываемой ими информации, ограничившись только областью определенной деятельности. Это суть закона минимизации информации (специализации). Закон специализации — второй основной закон в области сбора информации. Каталогизация и классификация - испытанные инструменты, часто объединяемые под общим заголовком «индексация», обеспечивающие необходимый уровень организации информации. И та, и другая использовались все время, пока существовали библиотеки, но их значение в так называемый информационный век значительно возросло при использовании компьютеров. Назначение каталога - идентифицировать все объекты в собрании и сгруппировать подобные предметы вместе. Информационные технологии в юриспруденции Особое место среди каталогов занимают тезаурусы. Тезаурусы содержат предметные заголовки, организованные в списки, которые помогают пользователям найти соответствующий заголовок по теме (разделу), представляющей интерес, определить связанные термины, используемые для более узких или более широких тематических разделов. Одна из функций управляемого словаря заключается в выборе из большой группы синонимов одного термина, который наиболее точно описывает тему.
III. Следующий этап - это передача информации между различными элементами информационной системы. Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Дистанционная передача по каналам связи сокращает время передачи данных, но для осуществления необходимы специальные технические средства (оптоволоконные сети, модемы, факсы и т.п.). Автоматически собирая информацию, эти технические средства могут передавать ее непосредственно в память компьютера для дальнейшей обработки. Именно на этом построены все современные системы электронного документоо борота. IV. Центральным этапом в процессе V. Необходимым в процессе обраще без такой памяти, делая совершенно необходимым появление письма. VI. Как правило, информация, систематизированная и хранящаяся в информационной системе, предназначена для некоторого круга пользователей. Причем в качестве пользователей могут выступать не только люди, но и другие информационные системы. Одновременное обеспечение одной и той же информацией широкого круга пользователей приводит к необходимости ее тиражирования. В процессе тиражирования создаются идентичные копии информа-
Информационные технологии в юриспруденции ции, которые на следующем этапе должны быть распространены по адресатам. копии абсолютно идентичны. Однако в процессе решения юридических задач возникает проблема различения оригинала и копий документа. Для защиты оригинала документа применяются дополнительные процедуры, например электронная цифровая подпись. VII. Распространение информации нередко сопряжено с необходимостью преодоления информационных барьеров. Сегодня в научной литературе выде-ляют следующие информационные барьеры: 1) большой объем информации. Лавинообразный поток информации, ко-торый наблюдается в последние годы, не дает человеку воспринять ее в полном объеме; 2) технические барьеры. Например, искусственные помехи, препятствую-щиеуверенному приему радио-, телепрограмм, т.е. распространению радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вешание по лицензии. Техническими барьерами могут быть также индустриальные помехи (т.е. искусственные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности); 3) барьер незнания (неосведомленности). Потребитель не знает, что необходимая ему информация реально существует; 4) коммуникативный барьер. Потребитель знает, что нужная ему информация существует, но он не имеет возможности получить ее. Причины здесь могут быть разные: от отсутствия связи между специалистами, учреждениями, странами до явного или неявного нежелания широко распространять информацию, задержка и сокрытие информации министерствами, ведомствами и другими организациями; 5) межъязыковой и внутриязыковой барьеры. Информация доступна, но написана на незнакомом потребителю языке. Информация может быть не воспринята вследствие несогласованности терминологии и знаковых систем, используемых различными дисциплинами. В сфере распространения информации действует объективный закон избыточности информации. Позитивная избыточность информации имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации. Позитивная избыточность используется активно в процессе обучения, когда неоднократные повторения характерных ситуаций приводят к лучшему усвоению их аудиторией. Позитивная избыточность часто используется законодателем как прием повышения эффективности восприятия нормативных актов. Так, многие положения Конституции РФ находят повторение в федеральных законах и законодательстве субъектов Федерации. Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационного процесса. Она представляет своего рода «шум» или «помехи». Это, например, декларативные нормы и положения, которые не снабжены механизмом реализации. Не выполняя функций регуляции и саморегуляции, такие законы не- Информационные технологии в юриспруденции гативно избыточны. Средством преодоления негативной избыточности служит высокий уровень подготовки нормативных правовых актов. Другой объективный закон, действующий при распространении информации, закон искажения информации по мере ее движения. Этот закон связан с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Именно поэтому в тех случаях, когда важна достоверность и полнота информации, встает вопрос о фиксации информации на материальном носителе и соблюдении определенных требований к процедуре и способу фиксации. Так, например, для того, чтобы информация имела доказательную силу в ходе судебного разбирательства, она должна быть задокументирована с соблюдением строго установленных процессуальных требований. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение. При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде: лекции, прочие коллективные занятия, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления, культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и «вредной» информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав. При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которого предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило здесь высокую степень правового урегулирования. Согласно Закону об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Информационные технологии в юриспруденции Лекция составлена по материалам книг: ■ Чубукова СТ., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Элькина В.Д. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007. ■ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Учебное пособие / Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М: ЗАО «КонсультантПлюс», 1999. ■ Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. ■ Информатика для юристов и экономистов / Под ред. СВ. Симоновича. СПб.: Питер, 2002. ■ Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997. ■ Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990. Лекция №4. Информационные системы План 1. Понятие информационной системы 2. Классификация информационных систем 3. Ситуационные центры и их применение 1. Понятие информационной системы Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основ ное назначение информационной системы — реализация информационных процессов в той области деятельности, где данная информационная система функционирует. С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы например. органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы. Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части: • субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: например, специалисты различных областей знания, которые обеспечивают функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия; • социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи; • информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов, а также вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный составы правоотношений. В ст. 2 Закона об информации информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». С развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретают автоматизированные информационные системы. Автоматизированная информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника. Автоматизированная информационная система (ЛИС) — это система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерные информационные технологии. В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы. Базой данных называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные базы данных. В них информация хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей. Для взаимодействия пользователя с базой данных используются системы управления баз данных (СУБД) — комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. Базы знаний являются формой представления информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта. Базу знаний можно определить как совокупность структурированной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих преобразование данных в предметной области. В основе формализации правового знания в компьютерных системах лежит логическая система правовых норм. Логическая взаимообусловленность правовых норм на самых разных уровнях, их многообразные логические связи и взаимоотношения как отраслевые, так и межотраслевые — универсальный логический параметр нормативно-правовой системы. Каждая правовая норма — это определенное звено в общей нормативной цепи действующего законодательства. В процессе функционирования она логически -зана с целым арсеналом других норм права и реализуется в полной мере лишь в рамках целостного нормативно-правового образования. Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие: 1. Эффективность информационной системы — определяется сопоставлением всех результатов. 2. Качество функционирования информационной системы степень Среди основных свойств, определяющих качество функционирования информационной системы, выделяют: • адекватность функционирования информационной системы; • наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию; • надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций; • полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации. 3. Надежность информационной системы, которая определяется надежностью 4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование, • защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом защищенности от несанкционированного использования); • защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесение вреда здоровью людей и интересам общества); • защита информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации.
|