Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные процессы и их виды.






Процесс правового воздействия на общественные отношения можно рассматривать как реализацию совокупности информационно-значимых функ­ций:

• Постановки целей регулирования в области права (естественно, происхо­дит на основе имеющейся, осмысленной информации о состоянии объек­та управления - общественных отношений);

• получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки (в соответствии с поставленными це­лями собирается, систематизируется, анализируется информация о состо­янии общественных отношений в наиболее полном виде);

• принятия определенного юридического решения (создание новой право­вой информации);

• передачи и использования социально-правовой информации.

Таким образом, все стадии процесса правового воздействия есть инфор­мационные процессы. И при их изучении, планировании и проведении необхо­димо использовать весь тот опыт, который накопили информатика и правовая информатика. Изучение информационных процессов важно как самостоятель­ное исследование и с целью определения тех информационных правоотноше­ний, которые на основе этих процессов формируются.

Сегодня в законодательстве можно найти следующие виды информацион­ных процессов. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Законе об информации определены информационные процессы предо­ставления и распространения информации:


Информационные технологии в юриспруденции

Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определен­ному кругу лиц.

Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопреде­ленному кругу лиц.


С точки зрения информатики обобщенная структура процесса обращения ин формации имеет вид (см. рис. 1):

Сбop информа ции
Преобразование информации
Передача информации
информации
     
информации   Обработка информации
           
Распространение *— Тиражирование информации б «— Хранение информации
Рис.1. Обобщенная структура процесса обращения информации в информационной системе. ___

I. В источниках информации проис­ходит создание информации. В области создания (производства) информации дей­ствует объективный закон неполного ис­пользования информации, что определяет­ся как свойством избыточности информа­ции, так и неспособностью субъектов к ее полному использованию. С юридической точки зрения создание информации - это генерация информационных продуктов и ресурсов в процессе творческой, произ­водственной и иной общественно-полез­ной деятельности человека и гражданина, юридических лиц, органов и иных субъектов права на информацию.

Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гаран­тий свободы творчества, поведения, образования, в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на произ­водство «вредной» информации, распространение которой может нанести вред законным интересам других субъектов информационных отношений.

II. Сбор информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной систе­мы. Необходимыми этапами в системе сбора информации является ее восприя­тие и преобразование.

Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих в социальную, техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию ин­формации обеспечивается связь системы с внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, наблюдаемый объект, явление или процесс и т.д.). Восприятие информации необходимо для любой информационной системы, коль скоро она претендует на какую-либо полезность.

Преобразование информации является вторым этапом сбора информации, в ре­зультате которого информация должна быть представлена в виде, пригодном



Информационные технологии в юриспруденции

дляее дальнейшего использования. Основными формами представления ин­формации в информационной системе являются аналоговая и цифровая формы.

Аналоговая форма представления информации связана с такими катего­риями носителей, используемых в современных информационных системах, ка-кими являются текст, видео и голос. Одним из первых способов, которым дои­сторические люди поддерживали связь, был звук.

В области сбора информации действует объективный закон роста ин­формации. Универсальная формула закона роста информации в живой природе имеет вид:

Ut = U0eKqt,

Ut, - количество информации в момент времени t,

Uo - количество информации в начале времени анализа системы,

К - количество элементов, участвующих в процессе обеспечения роста информации в ней,

q - коэффициент уровня организации связи в системе, т.е. коммуника­тивности ее элементов.

Информация приобретается из внешней среды в процессе материальной деятельности, при научных и конструкторских разработках, благодаря жизнен­ному опыту, в процессе общения, при обучении и т.д. Отсюда следует, что наи­большее число элементов (субъектов или объектов) должно оперировать в ин­формационно емких областях деятельности.

Закон роста информации называется основным законом кибернетики, ин­форматики и общественных систем. В результате действия этого закона в обще­стве с 1900 г. до 1950 г. объем информации вырос в 8-10 раз, до 80-х г. объем информации удваивался каждые 5-7 лет; в 80-е г. удвоение происходило уже каждые 20 месяцев; в 90-е — ежегодно.. Это явление получило название «ин­формационный взрыв». Закон роста информации предопределяет непрерывный объективный процесс увеличения количества информации в природе и обще­стве, что мы и наблюдаем в реальной действительности.

Управление информацией становится возможным, если люди объединя­ются, специализируясь по какой-то части общественной или служебной инфор­мации, т.е. необходимо минимизировать количество обрабатываемой ими ин­формации, ограничившись только областью определенной деятельности. Это суть закона минимизации информации (специализации). Закон специализации — второй основной закон в области сбора информации.

Каталогизация и классификация - испытанные инструменты, часто объединяемые под общим заголовком «индексация», обеспечивающие необхо­димый уровень организации информации. И та, и другая использовались все время, пока существовали библиотеки, но их значение в так называемый ин­формационный век значительно возросло при использовании компьютеров. На­значение каталога - идентифицировать все объекты в собрании и сгруппиро­вать подобные предметы вместе.


Информационные технологии в юриспруденции

Особое место среди каталогов занимают тезаурусы. Тезаурусы содержат предметные заголовки, организованные в списки, которые помогают пользова­телям найти соответствующий заголовок по теме (разделу), представляющей интерес, определить связанные термины, используемые для более узких или бо­лее широких тематических разделов. Одна из функций управляемого словаря заключается в выборе из большой группы синонимов одного термина, который наиболее точно описывает тему.

   
Источник информации  
|  
Кодирующее устройство  
|  
Канал связи  
|  
Декодирующее устройство  
|  
Получатель (приемник)  
   
Рис. 2. Общая схема передачи информации

III. Следующий этап - это передача информации между различными элементами информационной системы. Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Дистан­ционная передача по каналам связи сокращает время передачи данных, но для осуществления необходимы специальные технические средства (оптоволо­конные сети, модемы, факсы и т.п.). Автоматически собирая информацию, эти технические средства могут передавать ее непосредственно в память компью­тера для дальнейшей обработки. Именно на этом построены все современные системы электронного документоо борота.

IV. Центральным этапом в процессе
обращения информации в информационной
системе является обработка информации.
В зависимости от общего назначения систе­
мы на данном этапе проводится системати­
зация собранной информации, реализуются
поисковые, логические или другие аналити­
ческие процедуры. Например, проводится
статистический анализ собранных данных
или автоматический перевод на другой язык
введенных текстов.

V. Необходимым в процессе обраще­
ния информации в информационной систе­
ме является этап хранения информации.
Для информации, которая должна быть рас­
пространена широко, необходимы хранили­
ща, внешние по отношению к человеческой
памяти; накопление человеческого опыта,
знаний и обучение были бы невозможны

без такой памяти, делая совершенно необходимым появление письма.

VI. Как правило, информация, систематизированная и хранящаяся в ин­формационной системе, предназначена для некоторого круга пользователей. Причем в качестве пользователей могут выступать не только люди, но и другие информационные системы. Одновременное обеспечение одной и той же инфор­мацией широкого круга пользователей приводит к необходимости ее тиражи­рования. В процессе тиражирования создаются идентичные копии информа-



 

Информационные технологии в юриспруденции

ции, которые на следующем этапе должны быть распространены по адресатам. копии абсолютно идентичны. Однако в процессе решения юридических задач возникает проблема различения оригинала и копий документа. Для защиты оригинала документа применяются дополнительные процедуры, например электронная цифровая подпись.

VII. Распространение информации нередко сопряжено с необходимостью преодоления информационных барьеров. Сегодня в научной литературе выде-ляют следующие информационные барьеры:

1) большой объем информации. Лавинообразный поток информации, ко-торый наблюдается в последние годы, не дает человеку воспринять ее в полном объеме;

2) технические барьеры. Например, искусственные помехи, препятствую-щиеуверенному приему радио-, телепрограмм, т.е. распространению радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вешание по лицензии. Техническими барьерами могут быть также индустриаль­ные помехи (т.е. искусственные помехи, возникающие при эксплуатации техни­ческих устройств в процессе хозяйственной деятельности);

3) барьер незнания (неосведомленности). Потребитель не знает, что необ­ходимая ему информация реально существует;

4) коммуникативный барьер. Потребитель знает, что нужная ему инфор­мация существует, но он не имеет возможности получить ее. Причины здесь могут быть разные: от отсутствия связи между специалистами, учреждениями, странами до явного или неявного нежелания широко распространять информа­цию, задержка и сокрытие информации министерствами, ведомствами и други­ми организациями;

5) межъязыковой и внутриязыковой барьеры. Информация доступна, но написана на незнакомом потребителю языке. Информация может быть не вос­принята вследствие несогласованности терминологии и знаковых систем, ис­пользуемых различными дисциплинами.

В сфере распространения информации действует объективный закон избыточности информации. Позитивная избыточность информации имеет своей целью оптимизировать весь процесс коммуникации. Позитивная избыточность используется активно в процессе обучения, когда неоднократные повторения характерных ситуаций приводят к лучшему усвоению их аудиторией.

Позитивная избыточность часто используется законодателем как прием повышения эффективности восприятия нормативных актов. Так, многие поло­жения Конституции РФ находят повторение в федеральных законах и законода­тельстве субъектов Федерации.

Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационно­го процесса. Она представляет своего рода «шум» или «помехи». Это, напри­мер, декларативные нормы и положения, которые не снабжены механизмом ре­ализации. Не выполняя функций регуляции и саморегуляции, такие законы не-


Информационные технологии в юриспруденции

гативно избыточны. Средством преодоления негативной избыточности служит высокий уровень подготовки нормативных правовых актов.

Другой объективный закон, действующий при распространении информа­ции, закон искажения информации по мере ее движения. Этот закон связан с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Именно поэтому в тех случаях, когда важна достоверность и полнота информации, вста­ет вопрос о фиксации информации на материальном носителе и соблюдении определенных требований к процедуре и способу фиксации. Так, например, для того, чтобы информация имела доказательную силу в ходе судебного разбира­тельства, она должна быть задокументирована с соблюдением строго установ­ленных процессуальных требований.

По способу распространения можно выделить непосредственное и опо­средованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде: лекции, прочие коллек­тивные занятия, конференции, семинары, митинги, театрализованные представ­ления, культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и «вред­ной» информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственно­сти за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которого предопределяет массовость таких информационных отноше­ний. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость инфор­мации в обществе, что предопределило здесь высокую степень правового уре­гулирования.

Согласно Закону об информации в Российской Федерации распростра­нение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, рас­пространяемая без использования средств массовой информации, должна вклю­чать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распро­страняющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для иден­тификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе по­чтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее ин­формацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или рели­гиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.


Информационные технологии в юриспруденции

Лекция составлена по материалам книг:

Чубукова СТ., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Элькина В.Д. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007.

■ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Учебное пособие / Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М: ЗАО «КонсультантПлюс», 1999.

Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

■ Информатика для юристов и экономистов / Под ред. СВ. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.

Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997.

■ Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990.


Лекция №4. Информационные системы

План

1. Понятие информационной системы

2. Классификация информационных систем

3. Ситуационные центры и их применение

1. Понятие информационной системы

Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основ ное назначение информационной системы — реализация информационных процессов в той области деятельности, где данная информационная система функционирует.

С этой точки зрения и правовая система в целом, и отдельные ее подсистемы например. органы прокуратуры, суд, органы внутренних дел) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

• субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: например, специалисты различных областей знания, которые обеспечивают функционирование информационной системы, субъекты информационно-правового воздействия;

• социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

• информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов, а также вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный составы правоотношений. В ст. 2 Закона об информации информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

С развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретают автоматизированные информационные системы. Автоматизированная информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных и другие современные информационные технологии и техника.

Автоматизированная информационная система (ЛИС) — это система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерные информационные технологии.


В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы.

Базой данных называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных. В последнее время наибольшее распространение получили реляционные базы данных. В них информация хранится в одной или нескольких таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.

Для взаимодействия пользователя с базой данных используются системы управления баз данных (СУБД) — комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных.

Базы знаний являются формой представления информации в экспертных системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта. Базу знаний можно определить как совокупность структурированной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих преобразование данных в предметной области. В основе формализации правового знания в компьютерных системах лежит логическая система правовых норм. Логическая взаимообусловленность правовых норм на самых разных уровнях, их многообразные логические связи и взаимоотношения как отраслевые, так и межотраслевые — универсальный логический параметр нормативно-правовой системы. Каждая правовая норма — это определенное звено в общей нормативной цепи действующего законодательства. В процессе функционирования она логически -зана с целым арсеналом других норм права и реализуется в полной мере лишь в рамках целостного нормативно-правового образования.

Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, ученые сегодня выделяют следующие:

1. Эффективность информационной системы — определяется сопоставлением всех
-: занных с рассматриваемыми мероприятиями затрат и получаемых при этом

результатов.

2. Качество функционирования информационной системы степень
приспособленности системы к выполнению заданных функций.

Среди основных свойств, определяющих качество функционирования информационной системы, выделяют:

• адекватность функционирования информационной системы;

• наличие технических возможностей информационной системы к взаимодействию, совершенствованию и развитию;

• надежность и своевременность представления информации и выполнения функциональных технологических операций;

• полнота, безошибочность, актуальность и конфиденциальность представляемой информации.

3. Надежность информационной системы, которая определяется надежностью
технических средств ее оснащения и защитой от ошибок исполнителей.

4. Безопасность информационной системы предполагает такое ее функционирование,
при котором обеспечивается:


• защита информации, циркулирующей в этой системе (обеспечение доступности информации для пользователей, целостности любой информации (поддержание ее актуальности и непротиворечивости), а также конфиденциальности информации с ограниченным доступом защищенности от несанкционированного использования);

• защита пользователей информационной системы (включая персонал) от вредного воздействия как информации, циркулирующей в этой системе, так и объектов самой системы (ненанесение вреда здоровью людей и интересам общества);

• защита информационной системы и ее объектов от несанкционированного изменения ее заданных параметров и режима эксплуатации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал