![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуационные центры и их применение
Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сферепринятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях. Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров (комнат) - они отличаются, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью — направлением вектора познания ситуации. Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг — это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить. Отметим некоторые современные тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к новым приоритетам: • от точности к интеллектуальности; • от справочной работы к аналитической; • от одного эксперта к группе;
• от внутренней среды к внешней; • от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;
• от регистрации данных к экстракции знаний; • от защиты информации к менеджменту безопасности; • от накопления опыта к когнитивным схемам. В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами. Режимов работы ситуационного центра три. Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения. с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования. Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации. Технологической основой построения СЦ всех типов служит соединение комнаты, в которой заседают эксперты и лица, принимающие решения, и центров подготовки информации, расположенных рядом или удаленных от ситуационных комнат. Необходимыми техническими средствами оснащения СЦ также являются: Средства видеоконференц-связи, передающие изображение и звук по телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных терминалов — как в виде автономных устройств, так и на базе персональных компьютеров. Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы, а также системы управления светом. • Электронные средства ввода графических данных: сканеры, цифровые фото- и • Интегрированные системы управления. Подобные системы становятся насущной вменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.). Лекция составлена по материалам книг: • Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: Учебное пособие. Изд. второе, испр., доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Рассолова М.М., проф. Эльки-на В.Д. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2007. • Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек // Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988. • Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978. • Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере // НТИ. Сер. 1. 1993, №11. ' Информационные технологии в юриспруденции Лекция №5 Методы правовой информатики План лекции: 1.Сис темный подход. Социально-правовое моделирование. Информационный подход. Кибернетический метод. Метод формализации. 2.Метод алгоритми зации и программирования. З.Си нтаксический и семантический анализ. 4.Математические методы. Методы теории информации. 1. Системный подход. Социально-правовое моделирование. Информационный подход. Кибернетический метод. Система - это совокупность взаимодействующих, относительно самостоятельных элементов, объединенных выполнением некоторой общей функции. Понятие системы достаточно широко применяется в юридических науках. Например, правовая система, система правового регулирования, система государственных органов, политическая система, система доказательств и т.д. Системный подход лежит в основе большинства частных методов познания, является одним из способов обобщения эмпирических фактов, позволяет сосредоточиться на выявлении общих качеств, возникающих в результате соединения элементов в единое целое. Системный подход позволяет органически соединить анализ и синтез, квалификацию и квантификацию в исследовании социальных процессов, что открывает возможность для широкого применения логико-математических методов и современных электронно-вычислительных средств. Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов успешно используется метод социально-правового моделирования. Метод мо-делирования социально-правовых процессов - это метод познания, который опирается на вспомогательный объект - модель. Модель - это искусственно со-заданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических формул, физических конструкций и т.п., который, будучи аналогичным исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Модель в процессе познания позволяет получить новую информацию о самом исследуемом процессе, явлении или объекте. Наиболее распространенные виды моделей: • графическая модель — способ представления объекта в наглядной форме в виде рисунка, чертежа, графика или схемы; • словесная модель — представляет собой словесное описание объекта, процесса или явления, выраженное средствами того или иного языка; Информационные технологии в юриспруденции • математическая модель — математическое описание физического объекта, явления или процесса, описывающее их внутренние законы, динамику, взаимодействия и свойства. Процесс моделирования можно условно разделить на четыре этапа. Первый этап — определение класса изучаемых объектов и законов, связывающих рассматриваемые объекты. Результатом этого этапа является построение модели. Второй этап — получение результатов с помощью модели для дальнейшего их сопоставления с результатами наблюдений изучаемых явлений. Третий этап — выяснение того, удовлетворяет ли принятая гипотетическая модель критерию практики, т.е. согласуются ли результаты наблюдений с теоретическими следствиями модели. Применение критерия практики к оценке модели позволяет сделать вывод о правильности положений, лежащих в основе изучаемой модели. Этот метод является единственным методом изучения недоступных нам непосредственно явлений макро- и микромира. Четвертый этап заключается в анализе модели. При использовании метода социально-правового моделирования в правовой информатике с информационных позиций моделируются правовая система общества в целом, механизмы правового регулирования, правотворчества, правопорядка и др.; моделируются протекающие в указанных системах, механизмах процессы сбора, обработки и использования правовой информации. Информационный подход к праву, правовым явлениям и процессам предполагает как структурное, так и функциональное моделирование. Например, строение механизма работы с правовой информацией в суде может быть представлено в виде такой модели: цели работы с правовой информацией в суде; работники суда, занимающиеся сбором, обработкой и использованием правовой информации, — субъекты информационно-правового воздействия; осуществляемые в суде информационные действия, документы и проч. — объекты информационно-правового воздействия; каналы прямых и обратных связей между субъектами и объектами информационно-правового воздействия; схемы работы с правовой информацией в суде. В правовой системе большинство информационных систем являются системами управления, поэтому при их исследовании можно применять методы кибернетики - науки об управлении. Рассмотрим механизм правового регулирования как кибернетическую систему. В этом механизме субъект воздействия (правотворческий орган) в соответствии со стоящими перед ним целями (урегулировать существующие общественные отношения), на основе всего массива нормативной правовой информации и постоянно получаемой из различных источников ненормативной информации о состоянии и поведении субъекта управления (юридическое или физическое лицо) воздействует на него (вырабатывает нормативно-правовое предписание). Информационные технологии в юриспруденции Формализация - представление какой-либо содержательной области в виде формальной системы. Формальная система - это знаковая модель, задающая множество объектов путем описания исходных объектов и правил построения новых. Язык - это знаковая система, которая позволяет осуществлять информационный обмен в любой социальной системе. Наряду с естественными языками в информатике разработаны и формальные языки. С помощью формальных языков строятся формально-логические модели. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически прояснить правовую теорию, выявить характер взаимосвязей между различными ее правовыми предписаниями, выявить и сформулировать существующие нерешенные проблемы. 2. Метод алгоритмизации и программирования Алгоритм - это определенная последовательность действий, выполнение которой приводит к достижению поставленной цели. Укажем на те существенные требования к алгоритмам, которые следует обеспечить при их разработке. Дискретность. Свойство дискретности алгоритмов проявляется в том, что сама процедура решения задачи распадается на последовательность шагов (дискретизация во времени), а на каждом шаге обрабатывается порция информации конечного объема (дискретизация по величине). Конечность. Во-первых, выполнение алгоритма должно завершаться получением искомого результата за конечное число шагов. Во-вторых, набор действий, из которых можно построить любой алгоритм, тоже конечен. Определенность. Действия на каждом шаге алгоритма должны быть строго определены, т.е. описание того или иного этапа вычислений не может допускать произвольного толкования. Кроме того, взаимосвязь между этапами (порядок их следования) должна быть определена для любых возможных вариантов развития вычислительного процесса. Именно определенность алгоритма обеспечивает возможность поручить его реализацию автомату, который не умеет действовать в ситуациях, не до конца определенных. Программирование - это реализация заданного алгоритма на формальном языке программирования. Программирование позволяет переложить проведение и анализ информационных процессов на современную вычислительную технику.
|