Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение - 29
Пограничные состояния, критические состояния развития — промежуточные звенья в континууме (от лат. continuum — непрерывное, сплошное) «здоровье — > болезнь», отклонения от средней статистической нормы у детей, сопровождающиеся жалобами родителей и детей, временным нарушением качества жизни и обусловленные возрастно-специфическими дисфункциями, дискоординациями созревания в той или иной функциональной системе организма. При тесном взаимодействии генетических и средовых факторов функционируют «биологические часы», определяющие временные рамки активации каскада генов и синтеза белков в тех или иных тканях, органах, а значит и'Их активность. Многие детали возрастной активации или угнетения активности каскадов генов до сих пор не ясны. Практически в 2000 г. законченная программа «Геном человека» идентифицировала около четырех десятков тысяч генов, но при этом оказалось, что активно функционирует лишь 10% участков хромосом. Вопрос какова функция 90% участков хромосом остается открытым. Доказана роль дефицита пищевых микронутриентов (витаминов, микроэлементов, эссенциальных жирных кислот и т. д.) на активность разных генов. Пищевые дефициты, особенно в питании беременной и кормящей женщины, ребенка первых месяцев жизни и приводят к микроальтерациям развития, не позволяющим в дальнейшем ребенку достичь максимального уровня физического и психического развития. В учебнике А. В. Мазурина и И. М. Воронцова «Пропедевтика детских болезней» (СПб., 1999) более полно изложены современные представления о здоровье и переходных состояниях к болезни — от краткосрочных реакций дезадаптации, умеренных гетерохронии и адаптирующего развития до критических состояний, пограничных с болезнью. Примерами критических состояний развития могут быть: — периоды апноэ более 10 с во время парадоксального сна у новорожден — аномалии конституции (экссудативно-катаральная, лимфатико-гипо- — «физиологические» анемия и гипоиммуноглобулинемия у детей перво — рахитоподобные изменения костей у здоровых быстрорастущих детей в — боли в нижних конечностях (тенезопатии, фибромиалгии) в период ин — вегетососудистые дистонии и сердечные аритмии периода интенсивно — негрубые увеличения щитовидной железы и нарушения толерантности
|