Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация производственного процесса СТО
3.4.ВЫБОР РЕЖИМА РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СТО Работа производственных подразделений, занятых на СТО техническим обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом работы автомобилей на линии. При назначении их режима работы следует исходить из требований, выполнять большие объемы работ по ТО и ремонту в межсменное время. При выборе режима работы производственных подразделений необходимо установить для каждого подразделения (см. подраздел 2.4): ---количество рабочих дней в году подразделения250; ---число смен работы в сутки подразделения 1 смена; ---продолжительность смены подразделения 8 часов; ---в какую смену работает подразделение 1 смена; ---время начала и окончания работы производственного подразделения 8.00-16.00. Количество рабочих дней в году для производственных подразделений (Дрг = 250, 305 или 365 дней) принимается по режиму работы автомобилей на линии и по количеству рабочих дней в году АТП. Время начала и окончания рабочих смен устанавливается на основании принятого количества рабочих дней в году, что позволяет определить продолжительность смены (Тсм) и количество рабочих дней в неделю. Для наглядного представления принятых решений следует составить сводную таблицу режимов работы производственных подразделений (ТО, ТР, производственных участков) и совместить их с графиком работы автомобилей на линии. Пример графика представлен в Приложении 7 Методических указаний. Количество рабочих дней в году -250 Режим работы производственных подразделений (ТО, ТР, производственных участков) и выхода автомобилей происходит в одну смену. Тс = 8 часов
8 16 24
3.5.РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОСТОВ В ЗОНАХ ТО И ТР И ПОСТОВ ДИАГНОСТИКИ
Данный параграф дипломного проекта выполняется только по заданию на проектирование (проект зоны ТО, ТР, диагностики). Для проектов по производственным участкам (цехам) эта задача не решается. Для проектов по техническому обслуживанию выполняется расчет количества постов и линий, для проектов по зоне текущего ремонта и диагностике – производится расчет количества постов. 1. Количество постов рассчитывается по формуле (при организации процесса ТО -2 на тупиковых универсальных или специализированных постах): Пто‗ τ п_ , (3.1) R Пто‗ 318 =0.46(1) где τ п – такт поста, т.е. время обслуживания автомобиля на посту, мин; R – ритм производства, т.е. время одного обслуживания, мин. Такт поста рассчитывается по формуле: τ п ‗ ∑ Тгто ∙ 60 ∙ КН_ + t, мин; (3.2) Nгто ∙ Р ∙ КИ τ п ‗ 10834 ∙ 60 ∙ 0.8_ + 3= 318 мин; 1022 ∙ 2 ∙ 0, 8
где ∑ Тгто – годовая трудоемкость постовых работ зоны (ТО-1 или ТО-2), чел.-ч, (принимается по результатам расчетов годовой трудоемкости ТО-1 или ТО-2 подраздела 2.5 пояснительной записки); КН – коэффициент неравномерности загрузки постов (принимается по Приложению Методических указаний); Nгто – годовая программа по ТО-1 или ТО-2, обслуживаний (см. расчеты); Р – численность одновременно работающих на посту (принимается по приложению Методических указаний); КИ – коэффициент использования рабочего времени поста (принимается по приложению Методических указаний); t – время установки автомобиля на пост и съезд с поста (1…3 мин). Ритм производства рассчитывается по формуле: R‗ t СМ ∙ ССМ ∙ 60, мин; (3.3) NСМТО R‗ 8 ∙ 1 ∙ 60, =680 мин; где tСМ – продолжительность работы зоны ТО за одну смену, ч (принимается: 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и 7 часов – при 6-дневной); ССМ – число смен (принимается в соответствии с выбором режима работы производственных подразделений согласно расчетов п.3.4); NСМТО – сменная программа ТО-2, обслуживаний.
2. Количество линий ТО-1 или ТО-2 рассчитывается по формуле (при организации производственного процесса поточным методом): (Не применяется) Нл‗ _ r_, (3.4) R где r – такт линии, т.е. время между очередным перемещением автомобиля с Поста на пост, мин; R – ритм производства, т.е. время одного обслуживания, мин. Такт линии рассчитывается по формуле: r‗ ∑ Тгто ∙ 60 + L + а, мин; (3.5) Nгто ∙ Р ∙ н Y
где ∑ Тгто – годовая трудоемкость постовых работ зоны ТО-1 или ТО-2, чел.-ч (принимается по результатам расчетов годовой трудоемкости); Nгто – годовая программа по ТО-1 или ТО-2, обслуживаний; Р – число одновременно работающих на посту (принимается по Приложению Методических указаний); н – число постов на поточной линии (для зон ТО = 3…5); L – габаритная длина автомобиля (автопоезда), м; а – интервал между автомобилями, м (1, 2…2, 0 м); Y – скорость конвейера, м/мин (10…15 м/мин). Ритм производства рассчитывается по формуле:
R‗ tсм ∙ Ссм ∙ 60, мин; (3.6) Nсм где tсм – продолжительность работы зоны То- или ТО-2 за одну смену (8 часов При 5-дневной рабочей неделе, 7 часов – при 6-дневной); Ссм – число смен (принимается в соответствии с выбором режима работы Зоны ТО-1 или ТО-2, согласно п. 3.4); Nсм – сменная программа зоны ТО- или ТО-2, обслуживаний.
3. Расчет количества линий зоны ЕО производится по формуле: Рл = r/R, (3.7) Рл = 12 / 10 = 1.2, (1 пост) где r – такт линии, т.е. время между очередным перемещением автомобиля с Поста на пост, мин; R – ритм производства, т.е. время одного обслуживания, мин. Такт линии ЕО рассчитывается по формуле: r= 60 / N, мин; (3.8) r = 60 / 5 = 12 мин; где N – производительность моечной установки, авт./ч. Ритм производства зоны ЕО рассчитывается по формуле: R‗ tсм ∙ Ссм ∙ 60, мин; (3.9) Nсмео R‗ 8 ∙ 1 ∙ 60 =10 мин;
где tсм – продолжительность работы зоны ЕО за одну смену (8 часов при 5-дневнойрабочей неделе, 7 часов – при 6-дневной); Ссм – число смен (принимается в соответствии с выбором режима работы, п.3.4); Nсмео – сменная программа по ЕО, обслуживаний.
4. Расчет количества постов зон ТРпроизводится по единой формуле: Р ‗ __ ___Тг ∙ Кн_____, (3.10) Др ∙ tсм ∙ Ссм ∙ Р ∙ Ки Р ‗ __ __4496∙ 0.8_____ Пост
где Тг – годовая трудоемкость постовых работ в зоне ТР или годовая трудоемкость общей или поэлементной диагностики чел.-ч; Др – число рабочих дней в году зоны ТР или Д-1, Д-2 за одну смену (принимается по данным п.3.4); tсм – продолжительность работы зоны ТР или Д-1, Д-2 за одну смену (принимается по данным п.3.4); Ссм – число смен в сутки (принимается по данным п.3.4); Р – численность одновременно работающих на посту (принимается по Приложению 14 Методических указаний); Кн – коэффициент неравномерности загрузки постов (принимается по Приложению 13 Методических указаний); Ки – коэффициент использования рабочего времени поста (принимается по Приложению 13 Методических указаний). Резервное количество постов (постов подпора или ожидания) зоны текущего ремонта рассчитывается по формуле: През = (К – 1) ∙ п, (3.11) През = (1.2 – 1) ∙ 1 = 0.2(1) пост
где К – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР (для крупных АТП К = 1, 2, для небольших АТП К = 1, 5).
3.6.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И КВАЛИФИКАЦИИ
Общее количество исполнителей работ на объекте проектирования, полученное расчетным путем в п. 2.6, необходимо распределить по специальностям (видам работ) и по квалификации. В проектах по зонам технического обслуживания, количество исполнителей для каждого вида работ определяется с учетом примерного распределения общего объема работ по ТО-1 или ТО-2 (см. Приложение 3 Методических указаний). Результаты расчета и принятое количество исполнителей работ различных специальностей с учетом возможного совмещения профессий представляется в виде таблицы. Таблица 3.1 Распределение исполнителей работ в зоне ТО-2поспециальностями квалификации
В проектах по зоне текущего ремонта (ТР), количество исполнителей работ для отдельных видов работ определяется с учетом распределения постовых работ ТР (см. Приложение 3 Методических указаний). Результаты расчета и принятое количество исполнителей с учетом их возможного совмещения представляется в виде таблицы.
Таблица 3.2 Распределение исполнителей в зоне ТР по специальностям и квалификации
3.7. ПОДБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, приборы и приспособления. В большинстве случаев оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зон ТО, ТР, диагностирования, а также на участках и цехах АТП, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ. Номенклатура и количество технологического оборудования производственных участков АТП должны приниматься по «Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП» и по таблицам, приведенным в / 4 /. Кроме того, для проектируемого участка АТП необходимо подобрать технологическую оснастку, в которую входят различные инструменты и приспособления, необходимые для производства работ (ключи для разборки-сборки агрегата, молотки, щупы для регулировки зазоров в сочленениях и т.д.). А также следует подобрать организационную оснастку (столы, верстаки, шкафы для хранения, урны для обтирочных материалов и т.д.). Принятое технологическое оборудование, технологическая и организационная оснастка сводятся в таблицы по прилагаемым формам.
Таблица 3.3
Таблица 3.4 Технологическая оснастка
Таблица 3.5 Организационная оснастка
3.8.РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЛОЩАДИ
Расчёт площади участкапо техническому обслуживанию текущему ремонту главной передачи автомобиля МАЗ-5511рассчитывается по формуле: Fцеха = fоборуд. ∙ Кп, м2; (3.12) Fцеха = 13 ∙ 3 = 39м2; где fоборуд. – суммарная площадь горизонтальной проекции технологического оборудования и организационной оснастки, м2; Кп – коэффициент плотности расстановки оборудования. Суммарная площадь оборудования принимается по данным таблиц 3.3 и 3.5, а коэффициент плотности расстановки оборудования – по таблице 3.6. Площадь зон ТО, ТР и диагностики (Д-1 или Д-2) рассчитывается по формуле (при организации ТО на тупиковых универсальных или специализированных постах): Fзоны = (fавтом. ∙ п +fоборуд.) ∙ Кп, м2; (3.13) где fавтом. – площадь автомобиля в плане, м2; п – количество постов (по расчетам); fоборуд. – суммарная площадь оборудования зоны, м2; Кп – коэффициент плотности расстановки оборудования.
При поточном методе технического обслуживания площадь зоны ТО рассчитывается по формуле: Fзоны = Л ∙ В, м2; (3.14) где Л – длина зоны ТО, м; В – ширина зоны ТО, м. Длина зоны ТО рассчитывается по формуле: Л = Lлинии + 2 ∙ а1, м; (3.15) где Lлинии – рабочая длина линии ТО, м; а1 – расстояние от автомобиля до наружных ворот (1, 2 … 2, 0 м). Рабочая длина линии ТО рассчитывается по формуле: Lл = fавт. ∙ п + а ∙ (п – 1), м; (3.16) где fавт. – габаритная длина автомобиля, м; п – число постов; а – расстояние между автомобилями (1, 5 … 2, 0 м), м. Окончательно площадь зон ТО и ТР и постов диагностики обычно корректируется и устанавливается с учетом того, что при строительстве широко используются унифицированные типовые секции и пролеты, а также типовые конструкции и детали, изготовленные серийно заводами стройматериалов. Производственные здания выполняются с сеткой колонн, имеющих одинаковый для всего здания шаг, равный 6 или 12 м; одинаковый размер пролетов с модулем 6 м(6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48 м). Окончательно принимаемая площадь проектируемого участка (зоны ТО или ТР) должна быть уточнена по размерам согласно «Типовых проектов организации труда на производственных участках АТП» / 4 /.
Отступление от расчетной площади при проектировании любого производственного помещения АТП допускается в пределах ±20% для помещений площадью до 100 м2 и ±10% - для помещений свыше 100 м2.
Таблица 3.6 Коэффициенты плотности расстановки оборудования
4.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На их основе определяются объемы работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями. Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта автомобиля и его агрегатов и узлов. В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения, применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ. Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении (например: «установить автомобиль на пост, открыть капот» или «отвернуть болты крепления поддона картера ДВС, снять поддон» и т.д.). В соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс ТО, ТР автомобиля (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям. Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты и выполняется по форме, указанной в Приложении 8 методических указаний. Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, сварочные и другие работы выполняются по форме, указанной в Приложении 8 методических указаний.
5.ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Целью данного раздела дипломного проекта является разработка мероприятий по созданию на объекте проектирования условий, отвечающих требованиям Правил по охране труда, технике безопасности и окружающей среды, принятых на автомобильном транспорте.
5.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Условия труда на предприятиях автомобильного транспорта - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Эти факторы различны по своей природе, формам проявления, характеру действия на человека. Среди них особую группу представляют опасные и вредные производственные факторы. Их знание позволяет предупредить производственный травматизм и заболевания, создать более благоприятные условия труда, обеспечив тем самым его безопасность. В соответствии с ГОСТ 12. О. 003-74 опасные и вредные производственные факторы подразделяются по своему действию на организм человека на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
5.2.ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВРЕДНОСТИ
С учетом протекающих на объекте проектирования технологических процессов, необходимо указать наиболее вероятные вредные вещества и их предельные концентрации (ПДК). Здесь же следует привести перечень организационно-технических мероприятий по их снижению, включая и выбор средств индивидуальной защиты. Разработанный материал по этому разделу рекомендуется свести в предлагаемую таблицу 5.1
Таблица 5.1 Основные производственные вредности
5.3.ОПТИМАЛЬНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования и технической оснастки; передвигающиеся изделия, детали, узлы, материалы; повышенную запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенную или пониженную температуру поверхностей оборудования, материалов; повышенную или пониженную температуру воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень ультразвука и инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенную или пониженную влажность воздуха, ионизацию воздуха в рабочей зоне; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточную освещенность рабочей зоны; пониженную контрастность; повышенную яркость света; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и всего оборудования. Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на организм человека на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию, а по пути проникновения в организм человека - на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: патогенные микроорганизмы бактерии, вирусы, грибы, спирохеты, риккетсии) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные). Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки на человека. Физические перегрузки подразделяются на статические и динамические, а нервно-психические на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки. В зависимости от принятой категории работ на объекте проектирования и в соответствии со СНиП 245-71 и ГОСТ 12.1005-76 а также времени года, необходимо привести допустимые и оптимальные параметры температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне. В холодное или переходное время года при выполнении сварочных, кузовных работ вне помещений на в СТО или в неотапливаемых помещениях возможно воздействие на работающего низких температур. Низкая температура может вызвать местное и общее охлаждение организма и стать причиной простудных заболеваний. В первую очередь от низкой температуры воздуха страдают открытые или недостаточно защищенные части тела (пальцы рук и ног, щеки, уши). Возможны случаи обморожения даже при температурах +4...+5 °С при высокой относительной влажности воздуха и сильном ветре. Влажность воздуха оценивается содержанием в нем водяных паров. Источниками, повышающими влажность воздуха в производственных помещениях, являются прежде всего открытые поверхности моечных ванн В различных помещениях СТО относительная влажность воздуха может существенно различаться. Например, в моечном отделении она может достигать 90—95 %, а в холодный период года даже 100 % (туманообразование). В горячих цехах может быть низкая относительная влажность 25—30 %, в сушильных камерах — 5—10 %. Повышенная влажность воздуха приводит к нарушению терморегуляции организма человека (уменьшается отдача тепла за счет испарения пота), к его перегреванию при высокой температуре воздуха, ухудшает состояние и работоспособность. Низкая относительная влажность воздуха приводит к ускорению отдачи тепла организмом человека за счет испарения пота, что неблагоприятно при низких температурах воздуха. Кроме того, понижение относительной влажности воздуха до 20 % вызывает неприятное ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Движение воздуха внутри производственных помещений вызывается естественной и механической вентиляцией, неравномерным нагревом воздушных масс, возникновением конвекционных воздушных потоков и за счет возмущения воздушных потоков движущимися и вращающимися деталями. Скорость движения воздуха в зависимости от температуры может оказывать различное влияние на организм человека. При высокой температуре воздуха его движение способствует сохранению хорошего самочувствия, улучшается отдача тепла организма посредством конвекции. В то же время большая скорость движения воздуха, особенно в холодный и переходный периоды года, приводит к сквознякам и, как следствие, к простудным заболеваниям.
5.4. РАСЧЕТ ОСВЕЩЕНИЯ
На объекте проектирования следует принять тот или иной тип освещения в соответствии со СНиП 11-4-79 и установить нормы освещенности. Расчет естественного освещения сводится к определению числа окон при боковом освещении. Световая площадь оконных (световых) проемов рассчитывается по формуле: Fок =Fпола ∙ а, м2; (5.1) Fок = 57 ∙ 0.25 =14, 25 м2; где Fпола – площадь пола участка, м2; а – световой коэффициент. Таблица 5.2 Значение светового коэффициента
Расчет искусственного освещения сводится к расчетам световой мощности ламп в светильниках, количества и типа светильников, рациональному размещению светильников по объекту проектирования (в виде схемы). Общая световая мощность ламп рассчитывается по формуле: Wосв =R ∙ Q ∙ Fуч, (5.2) Wосв = 400∙ 2100 ∙ 57 =47 880 000, где R – нормируемая освещенность, Вт/(м2∙ ч), (принимается для укрупненных расчетов равной 15-20 Вт на 1 м2 площади пола) Q – продолжительность работы электрического освещения в течении года, ч (принимается в среднем 2100 ч для местностей, расположенных на широте (40-600)
F – площадь пола участка, м2. Количество светильников рассчитывается по формуле: N‗ R ∙ Fуч, единиц; (5.3) Р ∙ п N‗ 400 ∙ 57 = 11 единиц; 300 ∙ 4
где Р – мощность одной лампы в светильнике, Вт; п – количество ламп в светильнике. Таблица 5.3 Типы светильников, для напряжения 220 В
Схема расположения светильников типа «ШАР»
5.5. РАСЧЕТ ВЕНТИЛЯЦИИ
При механической вентиляции для воздухообмена используется электрическая энергия, приводящая в действие вентиляторы. Механическая вентиляция позволяет поддерживать в рабочих помещениях постоянную температуру и влажность воздуха, удалять из помещений вредные вещества. При расчете вентиляции определяется необходимый воздухообмен и подбирается тип вентилятора. Исходя из объема производственного помещения и кратности обмена воздуха, производительность вентилятора рассчитывается по формуле: W =Y ∙ К, м3; (5.4) W = 400 ∙ 4 = 1600м3; где Y – объем производственного помещения, м3; К – кратность обмена воздуха, ч-1. Для различных производственных помещений кратность воздухообмена может быть принята по таблице 5.4. Таблица 5.4. Требуемая кратность воздухообмена К для производственных помещений
Определив производительность вентилятора, следует подобрать его тип по таблице 5.5. Таблица 5.5 Вентиляторы
|