![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И деонтология педиатра
А. Ф. Билибин Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле; а также — философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни. Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни. Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos — должное, надлежащее; logos — учение) — совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология — составная часть медицинской этики, и если этика — методологическое, то деонтология — методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, то есть различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д. Деонтологические принципы работы врача выработались веками работавшими до нас поколениями врачей, и знание этих принципов — одно из необ- ■ Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра 71 ходимых условий успешного врачевания. Эти принципы касаются взаимоот яйтология работы медицинских учреждений. Деонтология не столько изучается студентами как отдельная дисциплина, сколько усваивается во время всего хода учебы в институте, общения с учителями, врачами, пациентами и в дальнейшем всей повседневной врачебной жизнью. Опыт предшествующих поколений врачей, заложенный в принципах медицинской этики и деонтоло- щя, должен срабатывать в повседневной практике еще до того, как врач начинает рассматривать данный конкретный случай заболевания, что поможет и пдциенту, и врачу, то есть он должен, как бы подсознательно, действовать еще до того, как вступает в действие рассудок. .Несомненно, что медицинская этика, имея свою специфику, в то же время базируется на принципах общечеловеческой этики как методологии «защиты человека от человека» и осознании человеком целей его жизни. А. С. Пушкин писал, что умение проявить себя в природном существе есть признак совершенства. Каково же природное существо человека? На этот воп-PQC на протяжении истории человечества ученые и философы не смогли дать общепризнанного ответа. В последние десятилетия особенно популярна парадигма — «права человека». При, этом акцент делается прежде всего на правах человека, получаемых от общества... В нашей стране эта парадигма антропоцентризма, эгоцентризма стала доминировать, наряду с парадигмой рыночной экономики, после распада социалистического государства — СССР. Однако Тысячелетняя история христианства в России привела к несколько иной расстановке акцентов. Христианская православная этика. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Русское общество, всегда стремившееся настроить свое, бытие в унисон, с требованиями христианского мировоззрения, от века Строилось на воспитании в человеке прежде всего осознания своих религиоз-нызс, ! гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных распрей крепко-накрепко выучил наших предков: акцент на " права" неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки. Благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации " прав" питает гордыню, йысокоумйе и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне " всех против всех", по живому рассекающей народное тело» («Самодержавие Духа», СПб, 1996, с. 344). Означает ли сказанное игнорирование прав человека? Нет, конечно, нет. В «Евангелии от Матфея» читаем: «Иисус сказал ему: ■ 'Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всем разумением твоим". Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: " Возлюби ближнего твоего, как самого себя". На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мтф. 22: 37-40).
|