Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться. (526)






Тут бездна нашего лукавства, тут и бесы, тут и все вокруг оказываются виноватыми. Меня обидели - поэтому я грешу. Меня не уважили - я запил. Были бы условия - я бы молился Богу. А то я в коммуналке живу, а у меня икон нет, а у меня дети шумят, а мне пенсии не хватает...

Но посмотрим на святых отцов. Все они жили в тяжелейших условиях. И чем жестче были условия, тем лучше была их молитва. Это закон. Известна история о человеке, который, находясь в концлагере, дошел до отчаяния. Ему явился преподобный Серафим Саровский и сказал, что подвижники сами искали таких условий, добровольно уходили в пустыню, в затвор, а тебе их создали, - чего же ты ропщешь? Человек этот ободрился и уже с благодарностью терпел все ужасы, которые попускал ему Бог.

155. С умной молитвой надобно соединять и устную. Враг и самых слов молитвы боится. Один говорил: я не понимаю умом, что читаю. Ты не понимаешь, отвечал старец, - да враг-то понимает. (521)

Соединение умной молитвы с устной не обязательно, но это бывает полезно. Ум нужно собирать так, как удобнее. Если ум лучше собирается в молчании, значит, молча молиться. Если устная молитва помогает, то соединять умную с устной.

При рассеянии, при каких-то искушениях, когда трудно и ум-то собрать, полезно, если позволяют обстоятельства, просто молиться вслух. Этим наше внимание привлекается к молитве, наш ум успокаивается и начинает молиться, сердце располагается к молитве. Конечно, если человек, молящийся одними устами, начинает мнить себя молитвенником, он заблуждается. Но если молимся устно, искренне укоряя себя за рассеяние, такая молитва есть плод сердечного расположения к Богу, и Бог принимает ее.

156. Надобно слушать и умом следовать за тем, что читают и поют в церкви, душа-то и напояется, или молится: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную". Ведь только бы ум-то был с Богом, а то где бы ни стоять, лишь бы с Богом быть. (57)

Действительно, сколько возможно, нужно, стоя в церкви или читая дома молитвы, мысленно следить за тем, что читается и поется. Если это не удается, то надо во время службы молиться про себя Иисусовой (" Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго") или любой другой короткой молитвой. Если и это не получается, то хотя бы смиряться, сознавать свою немощь, укорять себя и каяться.

Я часто слышу, что кто-то выбрал себе место в церкви, оно у него любимое. Его с этого места попросили - человек огорчается, смущается. На самом деле, где бы мы ни находились, на удобном месте или на неудобном, толкают нас или не толкают, передают через нас свечи или нет, если будем душой с Богом, то будем участвовать в службе. А если встанем даже у престола Божьего, а при этом сердце наше будет где-то в стороне, мы окажемся вне службы.

Не только место в храме, но и вообще все внешнее имеет свое значение исключительно как средство, призванное помогать молитве. " Для молитвенного подвига предпринимаются как служебные ему все другие подвиги", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Иначе внешние подвиги могут принести лишь вред. Если человек только постится, или только ограничивает себя в сне, или только поклоны кладет, а при этом не молится, то такое подвижничество бессмысленно и губительно.

157. Апостол говорит: " Непрестанно молитеся" (1 Сол. 5, 17), - не то, что только стоять да поклоны класть, а непрестанно внутрь нас иметь Господа. (53)

Это, конечно, важнейшее и у многих святых отцов повторяющееся наставление о том, что заповедь " Непрестанно молитесь" дана всем людям. Это не означает, что нужно день и ночь стоять перед иконами и петь псалмы или ехать, к примеру, в автобусе и класть там земные поклоны, вслух читать акафисты и каноны. Речь идет о непрестанной памяти Божьей.

Умственное взывание к Богу должно, по возможности, не прерываться в течение дня и сопровождать любое наше занятие. Это относится ко всем: к монахам и мирянам, к преуспевшим в духовной жизни и только начинающим ее. Мы должны стараться все время помнить про Бога. Нет такой ситуации в жизни, когда человеку нужно забыть о Боге. А память о Боге - это и есть молитва.

Без сомнения, это непросто. В таком деле желательно иметь помощь опытного духовного наставника. Слишком часто отношение к молитве оказывается неправильным. Одна из таких неправильностей - утром прочитал краткое правило, вечером - краткое вечернее, перед причастием раз в полгода - несколько молитв, и все. Другая ошибка - читать много молитв, но без должного внимания. И то и другое - фарисейство: вот я Богу отдал все, что положено, и могу больше о Нем не помнить. На самом деле, конечно, Богу нужно наше сердце, а не какие-то долги.

Есть еще одно заблуждение - человек считает, что раз он уверовал во Христа, то можно сразу браться за великие молитвенные подвиги. Часто это бывает просто по неопытности. Тогда Бог вразумляет человека, через людей или каким-то мягким наказанием. А бывает это и по гордости, когда человек считает, что он лучше и выше всех и что для него не писаны наставления святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, и он бросается на подвиги, которые совершенно не соответствуют его душевному состоянию. Для великих же дел нужно прежде всего великое смирение. Если оно есть, то Господь знает, как такого человека наставить и какие ему указать делания: великие, средние или малые.

Гордый же человек не готов ни к чему. Кроме погибели. Ему сначала нужно научиться смиряться. Не то чтобы он должен ждать: сначала смирюсь, потом начну молиться. Молиться мы должны в любом состоянии, но в первую очередь нам нужно просить: " Господи, дай мне смирение" - и внутренне готовиться к искушениям и скорбям, которые нас действительно смирят. В Библии сказано, что Бог поселил человека в раю, чтобы он его возделывал и хранил. Святые отцы разъясняют, что возделывается сердечный рай молитвой, а хранится смирением.

Бывает, человек, начиная духовную жизнь, устанавливает сам себе молитвенное правило. Поначалу он радуется: сегодня я прочел пятьсот Иисусовых молитв, завтра буду читать шестьсот, а через неделю - две тысячи. А случается так, что через неделю он уже ни одной молитвы не читает, а пьет водку с друзьями. Вот чем плоха ревность не по разуму. Но если этот человек всерьез решил стать христианином, то благодаря таким падениям он может познать свою немощь, смириться. Главное - не отступить от Бога.

Если мы будем стараться сохранять мысленное предстояние перед Богом, Он Сам начнет учить нас молиться, покажет, что мы делаем неправильно. Постепенно нам будет открываться, что молитва без смирения неугодна Богу. Чтобы помочь нам, Господь проведет нас через различные искушения. Так постепенно смиряя, Господь нас всему обучит, лишь бы мы сохраняли ревность и мысленную устремленность к Нему.

158. Что же касается до молитвы, то всякая молитва благоприятна Господу; святые отцы поучались, чтоб не расхищен был ум, в оной молитве: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго", ходя, сидя и делая что". (145)

О молитве Иисусовой - " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго" - нужно сказать, что она не зря святыми отцами особо выделяется как сугубо концентрированная, сильная молитва. И в каком-то смысле опасная. Бывает, неподготовленный человек берется за " умную" Иисусову молитву, а сердце его еще холодно, ему бы лучше было пока согревать сердце чтением с посильным вниманием умилительных акафистов и канонов, а он дерзает поднимать этот меч умного делания, который ему пока не по силам, и, образно говоря, ранит им себя. Поэтому тут должны быть осторожность, рассуждение и руководство наставника.

Не нужно пренебрегать обычными молитвословиями, а то некоторые, почитав святых отцов и неправильно поняв некоторые их высказывания, решают, что молитвенники не для них написаны, а для каких-то некультурных, мало духовных людей. В действительности образ молитвы должен соответствовать духовной мере и душевному складу человека, поэтому, устанавливая для себя молитвенные правила, необходимо советоваться с духовными лицами, которым доверяешь.

Молитвы из Молитвослова очень высоки и пока еще далеко не соответствуют нашему внутреннему устроению, ведь они вылились из сердец великих святых. Бог дал им записать эти молитвы для того, чтобы мы учились по ним молиться, чтобы при внимательном чтении их наше сердце настраивалось, приходило в то смиренное покаянное состояние, которое имели святые отцы.

Молясь своими словами, не надо особенно заботиться о правильности формулировок. Чем проще - тем лучше. Сочинительство - дело, к молитве не относящееся. Молитвы не придумываются - они даруются Духом Святым. Когда опасно болен ребенок, мать ничего не сочиняет. Она просто и ясно просит Бога: " Господи, помоги, спаси мою деточку! "


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал