Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведь это не ложно сказано, что, если коснется благодать, то, такое нетленное сокровище получа, ничего уже внешнего не пожелаешь. (14)
Сказано не ложно, но не про нас. Многие увлекаются мечтой об утешительных действиях благодати, описанных святыми отцами, и бросаются " заниматься" молитвой из жажды наслаждений, стремясь поскорее получить их, наивно ожидая плодов, когда еще и семена не сеяли, не понимая, что духовному утешению, которое может подать один только Бог, должен непременно предшествовать тяжкий труд истинного покаяния. А всякое преждевременное духовное приобретение ненадежно и даже опасно. Начинается труд покаяния с того, что человек должен осознать себя недостойным каких-либо наслаждений и наград, не искать утешений и не ждать их. Целью нашего подвига никак не должно быть обретение и умножение сладостных дарований. Цель наша - покаяние, примирение с Богом. Утешения могут быть дарованы нам по милости Божьей, но вовсе не обязательно. Не следует путать себя с великими подвижниками, которым действительно обещаны утешения в этой жизни. Безмолвники и отшельники несут тяжелейший, выше естественного, подвиг в пустыне, в затворе. Таким людям для поддержания душевных сил полезно знать, что еще лет десять они помучаются, потерпят, а потом Бог даст им благодатное утешение. Такая мысль укрепляет в духовной битве. Но наше положение никак не соотносимо с их жизнью. Мы вообще не несем каких-либо подвигов, живем в свое удовольствие в телесном комфорте и развлечениях. Укреплять и поддерживать нас поэтому не в чем. Безумием является и то, когда человек ищет в молитве сверхъестественных видений и явлений. Жажда чудес напоминает то, что в материальном мире известно как предраковая болезнь - недуг, который может вот-вот переродиться в рак, в болезнь тяжкую, смертельную. Жажда неких особых переживаний и состояний, видений и явлений свыше - это та же предраковая болезнь в духовной жизни, за ней может последовать неизлечимая прелесть. Предаваясь духовному похотению, мы рискуем привлечь к себе отнюдь не ангела, но самого настоящего беса. Подобные желания надо расценивать не иначе как искушение и решительно с ними бороться, тогда Господь убережет нас от катастрофы. " Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей" - учит святитель Игнатий Брянчанинов, призывая потрудиться в покаянной молитве, в делании заповедей. От нас - труд, от Бога - благодать. Но когда и кому дать ее, это дело Его святой воли. Во всяком случае, мы не должны ни ждать, ни искать утешений, это нелепо для нас и оскорбительно для Бога. Многие, как мы знаем, были тяжко наказаны за то, что занялись молитвой с гордостным желанием иметь какие-то сладкие и приятные состояния. Именно по этой причине иные впали в прелесть, иные в полную погибель через самоубийство. По выражению святителя Игнатия, " надо поплакать долго и горько, прежде нежели явится в душе духовное действие", ибо сердце должно основательно сокрушиться в покаянии, чтобы открыться для благодатных действий. У нас же оно пока полностью перекрыто, запечатано грубыми страстями, поэтому не способно принять в себя благодать. 163. Не скорбите, что еще не устроили свою душевную храмину, не украсили ее хорошими делами, а просите Господа. Мы сами собою ничего доброго сделать не можем, а должно Его просить помощи: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. (139) Такие слова одних повергают в уныние, у других вызывают недоверие, а между тем это слова из Священного Писания (Пс. 126, 1). Церковь учит: человек не способен самостоятельно совершить что-либо воистину хорошее, богоугодное. Любое добро, и даже молитва, если совершается человеком без Божественного соучастия, оказывается ложным, по существу антихристовым делом, так как антихрист - это тот, кто " вместо Бога". В исторической перспективе антихристом станет человек, который попытается заместить собою Христа. Стремиться надо прежде всего к тому, чтобы реально соединиться с Господом и позволить Ему жить и действовать в нас. Иначе самые хорошие на вид поступки на деле окажутся злом. Яркий пример такого " вредного добра" - псевдоисцеления у колдунов, действия которых всегда безбожны. Хорошо ли лечение, при котором у пациента на время выздоравливает нога, но при этом навечно погибает душа?! Понимание того, что мы сами, без Бога, ничего хорошего сделать не можем, должно быть опытным, а не книжным. Если человек прочитал в книге, что он сам ничего хорошего сделать не может и опустил руки: ну, не могу и не буду ничего делать, то это пагубное нерадение, а вовсе не спасительное смирение. Мы все свои силы должны положить на то, чтобы потрудиться над своей душой, должны стараться делать добро, поступать по заповедям, приучать себя к молитве. И вот когда на опыте убедимся, что ничего как следует у нас не получается, когда познаем свою немощь, когда ощутим полную безвыходность своего положения, тогда искренне, от всей души закричим: " Господи, ничего хорошего во мне не было и нет, стараюсь, и ничего не получается, но надеюсь на твое милосердие". Вот правильное настроение молящегося.
|