Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не надобно дозволять, чтобы мысль наша скиталась всюду. (518)
О евангельских пастухах, которым явились ангелы и возвестили о Рождестве Христовом, сказано, что они в эту ночь, когда все спали, находились на страже. То есть они были бдительны и стерегли своих овец. Здесь нам дан образ того, как мы должны быть внимательны к своей пастве. А все мы пастыри, и у каждого есть своя паства в душе - это помыслы, которые мы должны блюсти, не позволяя им рассеиваться и блуждать по дольнему миру. Весь " мир сей" наполнен хищными волками - бесами, которые похищают наши помыслы, когда те разбегаются. Через это бесы захватывают, порабощают наши души, и тогда Рождество Христово становится для нас бесплодным. Для того чтобы быть способными, подобно евангельским пастухам, поклониться Богомладенцу, нам нужно постоянно внимать себе. 172. Мы вредное от врага для души своей принимаем; попробуем же для души своей принять от Спасителя полезное лекарство, хотя и горькое: " Претерпевый же до конца, той спасен будет" (Мф. 10, 22). (32) Враг обычно влагает в нас всякие приятные мысли о самих себе, он нас бесстыдно хвалит, и мы по своей наивности, по своему сластолюбию и по своей гордости принимаем то, что нам приготовил сатана для нашей погибели, а лучше бы нам было принять спасительное лекарство от Бога. Про сатану, который подсовывает приятные помыслы, нужно знать, что он нас абсолютно ненавидит, именно абсолютно, то есть никакой милости у бесов к нам нет. Их единственная цель - это наше страдание. Они и временных наших утешений тоже не хотят. Если бы у них была возможность, они бы нас не соблазняли, а просто уничтожили и предали на вечную муку. А поскольку Бог им этого не позволяет, то они нас стараются соблазнить, но цель у них - только наше страдание, по возможности вечное страдание. Мы очень глупо поступаем, когда верим им. У преподобного Варсонофия Великого есть наставление к монаху-подвижнику: не позволяй себе размышлять о приходящих помыслах, это дело не твоей меры. Спрашивается, если это запрещено опытному монаху, то по силам ли нам с вами разбираться в наших мыслях? А все мы только этим и заняты. Мы непрерывно обо всем размышляем и рассуждаем, мы считаем себя способными самостоятельно управлять своей собственной жизнью, жизнью своих близких и даже политической и экономической жизнью целых государств Тот, кто немного осведомлен о святоотеческой традиции, кто слышал о послушании и отсечении своей воли, оправдывается тем, что святых старцев нынче не стало и советоваться не с кем. На этом основании люди начинают самостоятельно обо всем судить-рядить, самовольно принимать решения. При этом они еще бывают и довольны своей мнимой рассудительностью и полагают, что неплохо у них получается жить своим умом. Получается на самом деле плохо. В " Добротолюбии" сказано, что если нет наставников, то надо плакать. Надо сознавать безвыходность, отчаянность своего положения и в сердечной молитве плакаться Богу, вымаливать Его помощь. Этим привлекается милость Божья, Господь покрывает нашу немощь, посылает наставника или Сам помогает. Но мы действуем во вред себе. Доверяя своим помыслам и принимая самочинные решения, мы наглухо отгораживаемся от помощи Божьей. Бесы гораздо хитрее нас. Когда они видят человека, который доверяет своим помыслам, они начинают к его человеческим мыслям примешивать свои, бесовские, и через это вертят таким человеком, как хотят, и он уже полностью попадает в их руки. Впрочем, это случается только с теми, кто настроен духовно и пытается победить страсти. Кто не борется со страстями, с теми и бесы не борются. Тот уже побежден, тот сам для себя является бесом. 173. Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить, а мы попечемся освящать ее молитвою, - и козни его будут недействительны". (79) Мы своей греховностью в любое, даже самое святое, место привлекаем бесов. Поэтому и вблизи великих святынь продолжаются бесовские искушения. Бесы отвлекают нас от Бога не только земной суетой, пустомыслием о политике и экономике, но и возвышенными рассуждениями на духовные темы. А между тем, если вспомнить про Страшный суд, все это сразу окажется совершенно никчемным. На Страшном суде Христос задаст нам только один вопрос: " Любишь ли ты меня? " Он не спросит нас ни о детях, ни о соседях, ни о нашем социальном положении, ни о нашем отношении к правительству. И невозможно будет солгать, слукавить, уклониться от ответа. Ответ готовится уже сейчас, нашей нынешней жизнью. Бесы везде и всегда стараются посеять в нас греховные помыслы. И мы должны этому противостоять. Правда, бесы мало с кем из нас борются, потому что они нас давно победили. Мы сами и грешим автоматически, и худые помыслы наша грешная душа рождает автоматически. Поэтому не нужно все сваливать на бесов. Бесы берутся за человека, когда он стает на путь очищения своего сердца. Тогда, видя, что человек движется к спасению, они начинают ему препятствовать. 174. Помните слова аввы Дорофея, который никогда на свое мнение не полагался и говорил мнению, от врага наносимому: " Анафема тебе и разуму твоему, и рассуждению твоему, и мудрованию твоему, и ведению твоему; что знаешь, от бесов знаешь". (49) Так рассуждал человек, который сам в великой мере имел духовное ведение. Когда приходил ему какой-то помысел и враг внушал, что не нужно спрашивать у старца, что он сам все знает, он отвечал помыслу: " Нет, я пойду и спрошу". Бывало так, что старец говорил то же, что думал сам авва Дорофей, тогда бес внушал ему: " Ну вот, зачем ты беспокоил старца, нужно было поступать так, как ты хотел, и все было бы правильно". А он возражал: " Нет, вот теперь это истина, а до этого это была не истина". Потому что дело не в том, как мы поступаем, а в том, чью волю мы творим. Если даже и доброе дело делаем своевольно, дело остается добрым, а мы получаем от этого духовный вред. А вот если мы творим волю Божью, то всегда приносим пользу и окружающим, и себе. 175. Если будут усиливаться [помыслы], просите Господа со слезами, чтобы Он Божественною Своею силою подал Вам силы на прогнание сих мысленных татей, которые расхищают душевное Ваше сокровище.(165) Не нужно из себя физические слезы выжимать, потому что в этом часто бывает больше лицемерия, чем покаяния. Умолять Господа нужно с сердечными слезами, чтобы Он подал силы " на прогнание мысленных татей". Когда человек сидит в своей квартире и к нему врываются разбойники, он волей-неволей закричит: " Помогите! " Так и с мысленными разбойниками - как только они приблизились, нужно призывать на помощь Бога.
|