![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Астральное путешествие⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Следующий уровень самадхи достигается в астральном мире. На этом уровне мы можем встретить Махапрабхуджи и других Божественных Воплощенных, а также достигших освобождения и Богореализации Святых и Учителей. Здесь мы проходим свою первую инициацию. Это означает, что мы подвергаемся процессу очищения в нашей атме и ощущаем, что наши коши начинают распадаться. Мы попадаем в чистый, Божественный свет, который напитывает нашу атму. В зависимости от нашей веры и того образа Бога, который мы носим в себе, каждому из нас в самадхи присущи разные переживания и разное видение. Но в общем это означает, что мы достигли небесных сфер, где нас ждут с радостью. Это вторая, или Божественная, майя. Здесь мы можем испытать много прекрасных переживаний. Мы встречаем Парамханс Свами Махешварананда Божественных Учителей и снова с мудростью и знанием возвращаемся в «обычный» мир. Савикальпа-самадхи приносит нам чудесные «небесные» переживания. После этого мы даже можем стать зависимыми от этих ощущений. Но постепенно мы понимаем, что таким образом нельзя обрести освобождение, поскольку мы все еще странствуем на иных уровнях сознания. Тогда мы опять начинаем стремиться к Реализации и в конце концов направляемся в нирвикальпа-самадхи. Нирвикаяьпа-самадхи Нирвикальпа-самадхи — это состояние чистого счастья и абсолютного покоя. В нирвикальпа-самадхи дживатма утоляет свою неизбывную жажду осуществить себя и испытывает Божественное, абсолютное и непреходящее блаженство. Он освобождается от ограничений индивидуальности и сливается с Божественным «Я», Высшим Сознанием. Он ощущает себя как «центр» Вселенной — как атма, как Бог. Не существует страданий, нет ни боли, ни проблем в Высшем Сознании — там все совершенно (пурна). Там нет желаний, нет стремлений — нет знающего, нет объекта и нет знания; нет ни времени, ни пространства. Там есть лишь нераздельное существование. Отождествление себя с отдельной личностью и индивидуальностью растворяется во всеобъемлющем Космическом «Я». В нирвикальпа-самадхи мы обретаем мокшу (освобождение). Но этот заключительный этап невозможно достичь никакими техниками или практиками — это всецело зависит от Милости Божьей. Раньше или позже каждый достигнет мокши — в этой или другой жизни. Когда подходит время, мы оказываемся в состоянии постоянного развития — но для этого должно прийти время. Как дерево не может плодоносить весной, так и дживатма, прежде чем достичь мокши, должна сначала пройти весь цикл обретения своего собственного опыта. Многие люди считают, что тот, кто достиг нирвикальпа-самадхи и, следовательно, мокши, не могут оставаться в живых. Однако существует два типа Реализации. Некоторые с полным осознанием переживают Богореализацию (атма-гъяну) и после этого продолжают жить как Скрытые силы человека 267 дживанмукты (души, достигшие Реализации и освобождения), чтобы передавать свои знания дальше. Другие же переживают просветление и освобождение только тогда, когда покидают тело. В качественном аспекте между ними нет разницы. Те, кто достиг мокши в самом конце своей смертной жизни, освобождаются и Реализуются точно так же, как те, кто обрел Богореализацию в течение своего земного существования. Нирвикальпа-самадхи — это состояние невыразимого счастья, откуда мы уже не хотим возвращаться, потому что мы не видим никакой необходимости в нашем возвращении. Мы пребываем везде — нет такого места, куда нам нужно было бы попасть. Кому нужно вернуться? Откуда и куда? Тем не менее многие принимают решение вернуть сознание опять в тело. Из чистого сострадания и милосердия они добровольно отказываются от переживания блаженства в состоянии самадхи и остаются в миру, чтобы помочь многим и многим душам, которые все еще пребывают в плачевном состоянии неведения. Достигшие освобождения навсегда свободны от цепей кармы, что также значит, что они больше не подвержены круговороту рождения и смерти. Но все равно некоторые из них по своей доброй воле продолжают возвращаться на Землю с единственной целью — помочь другим существам обрести освобождение. Потому что только тот, кто сам обрел свободу, может сделать свободными других. Комментарии и учения тех, кто достиг просветления и освобождения (гуру-вакья, букв, «слова Учителя») можно найти во всех священных писаниях. Те, кто следует им, однажды пробудятся от спящего состояния смертных и испытают Божественную Реальность и Истину в их совершенной чистоте. Эпилог Многие люди все еще далеки от Реализации. В этой книге я описал путь, ведущий к «Я», однако я хотел бы посоветовать читателям не приступать сразу же к выполнению описанных здесь практик и техник, а сначала внимательно прочесть эту книгу, и не один раз. Это позволит более глубоко осознать важность, назначение и эффекты каждой отдельной чакры. Путь кундалини-йоги можно осваивать только под руководством и при наставничестве Реализованного Учителя (где это возможно), иначе можно легко сбиться с пути. Обучение происходит с помощью мантр, которые Учитель дает ученику, а также с помощью йогических техник и крий. Необходимое условие для достижения цели — твердое решение идти по духовному пути на протяжении всей жизни, проявлять терпение и упорство в выполнении ежедневных практик и верить Учителю. Учитель предлагает нам духовную силу, помощь и показывает, в каком направлении двигаться, но только благодаря нашим собственным усилиям мы сможем прийти к осуществлению того, о чем говорит нам Учитель. К чему бы вы ни стремились в жизни, следует иметь в виду три вещи. Во-первых, нужно ясно осознать и оценить свое исходное положение и принять его. Во-вторых, необходимо ясно представлять ту цель, к достижению которой вы стремитесь. В-третьих, нужно определить для себя путь, который приведет вас к цели. После того как цель определена, не нужно задумываться о том, сколько усилий придется потратить на предстоящем пути. Благодаря терпению и сосредоточению можно преодолеть все трудности и достичь намеченной цели. Хотя очень важно быть четким в определении своей цели, это еще не гарантия того, что вы ее достигнете. Некоторые люди думают: «Я верю в Бога, и я уже нашел для себя своего личного Бога; следовательно, я достиг своей цели». Это умозаключение ложно. Это значит, что цель достигнута разумом, но отнюдь не значит, что она была реализована в нашем сознании. Когда это происходит, мы переживаем Реализацию; и тогда мы уже больше не являемся тем, кем были прежде. Мы проходим через множество переживаний и обретаем в них зрелость. И цель тоже меняется и оказывается намного более впечатляющей, чем мы могли себе представить. Скрытые силы человека 269 Когда певцы разучивают песню, у них внутри есть видение того, как она должна звучать. Они много и усердно работают, оттачивая свое исполнение, пока песня не начинает соответствовать их внутреннему представлению о ней или не превосходит его. То же касается и работы художника, писателя, скульптора или архитектора. Сначала в уме существует лишь идея, образ. Требуется длительный, полный утомительного труда творческий процесс, пока он не воплощается в произведение, которое становится проявлением внутреннего замысла во внешнем мире. Препятствия и неудачи присущи любому пути. Это испытания, через которые нам нужно пройти. Некоторые растут на них и становятся сильнее, других начинают одолевать сомнения и они сдаются. Только тот, кто непоколебим, как скала, под ударами жизни, придет к осуществлению своей цели. Определите свою цель и решительно и сосредоточенно работайте в этом направлении. Однажды вы дойдете до конца и погрузитесь в Бесконечность. Когда вы достигнете цели, вы увидите и поразитесь, насколько Бог все чудесно и совершенно организовал. К тому времени вы разовьете в себе такую силу воли и так много внутренних сил, что трудности и препятствия, которые когда-то виделись большими и непреодолимыми, как горы, теперь выглядят как песчинки, которые легко стряхнуть одним движением руки. Махапрабхуджи однажды сказал: Настоящее искусство — протащить слона сквозь игольное ушко. Однажды большой и толстый «слон» нашего эго станет таким крошечным, что пройдет в иглу без малейших усилий. Это и есть та задача, которую нам нужно выполнить.
Нашу жизнь можно сравнить с рекой, которая течет вдоль двух берегов. На одном берегу нас ждут страдания, боль и разочарования, а на другом — счастье, радость и гармония. Но обычно мы беспомощно барахтаемся в волнах существования и судьба бросает нас от одного берега к другому. Учитель — это мост, который поднимает над течением судьбы и уводит с берега страданий к берегу блаженства. С любовью и благословением Гурудэвы, Махамандалешвар Парамханс Свами Махешварананда Гуру-парампара: линия преемственности духовных учителей Бог присутствует в каждом живом существе, и каждый человек способен постичь свое Божественное происхождение. Но лишь очень немногие сознательно пользуются этой чудесной возможностью; а еще меньше людей достигают этого уровня Реализации. В каждой культурной среде есть люди, прилагающие усилия для осуществления этой высочайшей цели. Западный мир с глубочайшим почтением относится к тем немногим избранным душам, которые Реализовали высочайший и истинный смысл своего человеческого воплощения и явили себя миру как святые и пророки. Для восточных религий в этом нет ничего удивительного, но есть одно большое отличие. На Западе считают, что святые остались в прошлом, а на Востоке отнюдь не считается невозможным рождение святого в наши дни. Об этом постоянно возносятся молитвы. И в ответ на эти молитвы в любой момент может появиться инкарнация святой души. Но это отнюдь не просто — признать Святого. Даже в восточных культурах, где умы многих людей открыты этой идее, далеко не все наделены даром признания инкарнации Бога. «Линия преемственности» Парамханса Свами Махешварананды — это неразрывная цепь совершенных инкарнаций Божественной любви, силы и мудрости. Первым в этом ряду стоит «Учитель с Гималаев» — Шри Алакх Пуриджи. Ганс Хёршлегер, Б. Энг Президент общества «Йога в повседневной жизни», Австрия Шри Алакх Пуриджи В Гималаях между Кедарнатхом и Бадринатхом (штат Химачал-Прадеш), известными местами паломничества, расположен Сиддха-Дхуни, или Ашрам Сиддха-Дхам. Там время от времени появляется Шри Алакх Пуриджи с несколькими учениками. Он один из великих сиддхов, или риши, из сатъялоки — с самого высокого уровня истины и реальности. Семерых риши, защитников этого мира, иногда можно увидеть на Земле, но обычно они невидимы. Их возраст нам неизвестен, но они живут уже тысячи лет и обладают даром омоложения своих тел и изменения своего облика по собственному желанию, так как они стоят выше законов физического мира. Присутствие этих великих Учителей и Святых — бесценное, великое благо для всех нас. Их молитвы и медитации создают противовес многочисленным разрушительным и пагубным тенденциям, которые царят в мире. Они поддерживают человечество, помогая ему постепенно постигать Бога и открывать Божественное видение Всеобщей Любви на Земле. Шри Дэвпуриджи1 — один из этих великих аватаров по линии Шри Алакха Пуриджи, каким был и легендарный Бабаджи, к которому восходит линия преемственности Парамахансы Йогананды.
1 Шри Дэвпуриджи — парамгуру Парамханса Свами Махешварананды. Парамйогешвар Шри Дэвпуриджи (см. портрет на цветной вклейке) Шри Дэвпуриджи — воплощение Господа Шивы. Шива — освободитель, разрушитель зла и греха. Он олицетворяет свет сознания и огонь очищения. Люди в неоплатном долгу перед Господом Шивой за науку йоги; он открыл это знание Божественной Матери, Парвати, и тем самым преподнес его в дар всему миру. У бхакты, медитирующего на Господа Шиву, путь к обретению освобождения более короток, так как Шива — самый добрый и самый милосердный из Божественной Троицы1, но тех, кто жаждет его даров, но не хочет прилагать к этому никаких усилий, он может повергнуть в страх своим гневом. Шри Дэвпуриджи проводил множество замечательных сатсангов в своем ашраме в Кайлаше (Раджастхан) — не только для людей, но также и для животных. Он всегда был в окружении змей, скорпионов, собак и птиц. Он мог разговаривать с ними, потому что понимал универсальный язык и умел говорить на нем, и животные внимали его словам. Сохранились свидетельства о множестве чудес, и я хотел бы рассказать здесь о некоторых из них2. Пандит из Кайлаша, который, будучи четырнадцатилетним мальчиком, посещал ашрам со своим отцом, стал свидетелем подлинного чуда:
ри Дэвпуриджи сильно поранил правую ногу. Состояние раны все ухудшалось, она начала гноиться. Уже сильно воспалилась и опухла вся нога, и мой отец настоятельно просил Шри Дэвпуриджи позволить доктору полечить его рану. Шри Дэвпуриджи, однако, был нисколько не обеспокоен состоянием своей ноги, он лишь ответил: «Если это тебя так сильно беспокоит, я ее отрежу». Он тут же взял в руку кинжал, приложил его к ране и одним 1 Брахма — творец, Вишну — защитник, а Шива, или Махеш, — разрушитель и освободитель. Эти три божества представляют три аспекта одной реальности вишва-дипа — Вселенского Божественного Света. Все трое на самом деле суть одно. 2 Этот и следующие случаи взяты из книги «Лила Амрит — Божественная жизнь Шри Махапрабхуджи». Скрытые силы человека движением срезал все мясо с икроножной мышцы, так что стала видна обнажившаяся кость. Потом он снял с головы тюрбан, обмотал им открытую рану и, улыбаясь, спросил отца: «Ну что, теперь тебе лучше?» Мой отец и я наблюдали за ним, потеряв дар речи. Вскоре после этого мы откланялись, все так же безмолвно, пребывая в полном изумлении и шоке. На следующий день мы снова пришли к Шри Дэвпуриджи, чтобы узнать о его здоровье, и он показал нам свою совершенно здоровую ногу. На ней не осталось ни малейшего следа от раны или шрама! Один охотник рассказал следующую историю:
днажды я возвращался домой и нес в корзине свою добычу — дюжину убитых птиц. Вдруг вдалеке я увидел идущего мне навстречу Шри Дэвпуриджи. Я быстро спрятал корзину, потому что боялся гнева Шри Дэвпуриджи. Как только Шри Дэвпуриджи поравнялся со мной, он сразу же спросил: — Что ты только что спрятал в кустах? — Ничего, Владыка. — Значит, ничего? — Так, кое-что для моих детей, — запинаясь, произнес я. — Ты думаешь только о СВОИХ детях, но, к сожалению, не о детях тех птиц, — строго сказал Учитель. — От Бога ничего не скроешь. Давай сюда корзину. Когда я принес ему корзину, он открыл ее и — о, чудо! — все убитые мной птицы вылетели оттуда, обретя новую жизнь. После этой встречи я навсегда зарекся убивать животных. Еще один случай также служит убедительным свидетельством Божественной силы Шри Дэвпуриджи:
емейство Мина праздновало свадьбу дочери Винджи Рама в Кайлаше. В разгар праздника, ко всеобщему ужасу, молодую девушку по имени Кхети Бай внезапно сразил недуг и она почти мгновенно умерла. Но семейству очень повезло, потому что в это время в деревне гостил Шри Дэвпуриджи, и, веря в его Божественную силу, они очень надеялись Парамханс Свами Махешварананда на его милосердную помощь. Они принесли к нему девушку, положили ее к его ногам и попросили явить свою милость. Шри Дэвпуриджи посмотрел на юную девушку и сказал: «Она не мертва. Она вырастет и станет здоровой, любящей, преданной и благочестивой женщиной и матерью. А сейчас, дочь моя, пробудись от своей медитации!» После этого Кхети Бай открыла глаза и улыбнулась своему благодетелю. Она жива по сей день и живет вместе со своим мужем, которого зовут Лала Рам Мина, в деревне Шри-Мадхопур в Раджастхане. Знатные раджпуты из рода Шри Балу Сингхджи, жившие в окрестностях Джалунды, однажды стали свидетелями чуда:
очью умер сын Шри Балу Сингхджи, и убитая горем семья понесла тело ребенка в ашрам Шри Дэвпуриджи, чтобы просить его милости. Когда они пришли в ашрам, было уже далеко за полночь, и Шри Дэвпуриджи на них накричал: «Здесь вам не кладбище, уходите! Жалкие себялюбцы, вы приходите только тогда, когда вам плохо!» Но все знали, что своей грубостью Шри Дэвпуриджи лишь испытывает их, и терпеливо ожидали, когда его нрав смягчится. Их вера была вознаграждена. Вскоре Шри Дэвпуриджи вышел из ашрама и велел принести дров из трех разных деревень и зажечь костер. Когда это было сделано, он взял одеяло, которым было накрыто тело мальчика, и разорвал его пополам. Одной половиной он снова укрыл ребенка, а вторую отдал матери со словами: «Возьми эту ткань и привяжи ее к ветке вон того дерева». Она взяла ее и дрожащими руками стала завязывать узел — когда узел был затянут, ребенок открыл глаза и начал дышать. Долгое время не было ни художественных изображений, ни фотографий Шри Дэвпуриджи. Когда его просили позировать для портрета, он отвечал: «Мой образ — солнце. Когда захотите меня увидеть, смотрите на солнце». Но потом он все-таки разрешил одному художнику написать его портрет, и благодаря этому сохранилось изображение его физического облика. К сожалению, записи бесед Шри Дэвпуриджи тоже не велись, но я могу пересказать вам некоторые его слова: Скрытые силы человека 275 • Бог берет на себя ответственность за судьбу тех, кто Ему предан. • Каждая мысль, каждое слово и каждое действие, которые начинаются с благословения Гурудэвы, будут успешны. • Нет такой силы во Вселенной, которая могла бы тебя удержать. Если Гурудэва всегда будет в твоем сердце, успех обеспечен. Однажды Шри Дэвпуриджи объявил своим ученикам, что на следующий день он покинет свое физическое тело и воссоединится с Космическим Светом. Люди отказывались в это верить: он стоял перед ними полный сил и здоровья. Но на следующий день его слова исполнились — Шри Дэвпуриджи оставил тело во время медитации. Позднее на том священном месте был воздвигнут молитвенный дом. Шри Дэвпуриджи и Шри Махапрабхуджи передали нам науку «Йоги в повседневной жизни», и все стремящиеся к этому знанию находятся под покровительством Шри Дэвпуриджи. Он всегда с нами, когда мы о нем думаем и выражаем ему наше поклонение и любовь. Бхагван Шри Дип Нараян Махапрабхуджи (см. портрет на цветной вклейке) Бхагван Шри Дип Нараян Махапрабхуджи был чистой инкарнацией Божественной любви и истины. Он жил с 1838 по 1963 год в Раджастхане, на северо-востоке Индии. До сих пор живы многие люди, которые его знали и были свидетелями явленных им чудес; те из них, кому было суждено, пережили опыт Реализации и просветления. Благодаря его высокому духу и его учению мы можем начать понимать то, что действительно важно. Это самоконтроль.и самопознание. Приход на Землю Махапрабхуджи сопровождался удивительными событиями. Его родители были глубоко верующими людьми и всегда молились о воплощении на Земле Божественной Инкарнации, которая могла бы помочь людям в ужасных условиях того времени и стать их духовным поводырем. Однажды ночью у Чандандевиджи, святой матери Махапрабхуджи, было Божественное видение, принесшее ей весть, что в их доме появится Божественная душа, которая станет их сыном. Вскоре после этого на нее во сне снизошел лучезарно-сияющий свет, а девять месяцев спустя она родила сына, чье появление на свет сопровождалось многочисленными чудесными событиями. По традиции, родители обратились за советом к астрологу, который подтвердил, что в этом ребенке на Землю вернулась душа, преисполненная Божественной силы. Благодаря его милости людям будет даровано Божественное блаженство и освобождение от кармы. И он нарек дитя именем Дип (Свет). Первые годы жизни мальчик провел с родителями. Уже тогда он был окружен чудесным сиянием, которое видели все, кто его встречал. В возрасте пяти лет родители отвели его к учителю для обучения санскриту, но вскоре Махапрабхуджи уже давал уроки санскрита своему учителю. Исходя из толкований санскритской гласной «А», он разъяснял качества Бога и начало и конец всего сущего. Уже в юности Махапрабхуджи совершил много чудес. Когда засуха могла загубить урожай, он вызывал дождь; когда грозило нашествие саранчи, он отвращал беду; он вернул к жизни нескольких человек. Его милосердие и сострадание не знали границ. Скрытые силы человека 277 В четырнадцать лет, опять же по традиции, Махапрабхуджи нашел себе Учителя, Шри Дэвпуриджи, который велел ему построить ашрам в окрестностях Бари-Кхату. Исполненный Божественного Света, распространяя свою безмерную любовь на всех живых существ, Махапрабхуджи жил и учил там. В скором времени ашрам превратился в место паломничества, куда стекались люди, чтобы ощутить духовную силу и благословение Махапрабхуджи. И сегодня многие люди по-прежнему приходят туда почувствовать Божественное излучение, которым пронизано это место. Мудрость и благодать Махапрабхуджи наполняла каждого, кто приходил к нему. Он одинаково благословлял всех. Пред ним все были равны, невзирая на общественное положение; души посетителей были почвой, в которую он бросал семена истины. Махапрабхуджи вложил свое учение и Божественное послание в слова своих прекрасных песен-бхаджанов, которые служат совершенным выражением его Божественной любви и мудрости. Он обучал Сатья-Санатана-Дхарме — нашим истинным взаимоотношениям с Богом. Вот краткая суть его учения: вечная истина действительна для всего мироздания. Вся Вселенная управляется по непреложным законам, и во всей Вселенной есть только одна абсолютная данность, которая вечна, — а именно Бог. Религии мира суть разные пути, которые ведут к одной и той же цели. Поэтому следует оказывать равное уважение каждой вере. Только правильное понимание этого единства в его многообразии ведет к всеобщей духовности и миру во всем мире. В начале 1963 года Махапрабхуджи сказал своим ученикам, что покинет Землю 5 декабря этого года. В назначенный день он попрощался со всеми своими друзьями и последователями. Затем его душа покинула тело. Душа Махапрабхуджи больше не имеет земной формы, но он не оставил тех, кто его почитает. Его дух вездесущ, и свет, который он пролил в сердца своих учеников, никогда не угаснет; как и вечное Божественное пламя, частицей которого он является. Перед тем как Бхагван Шри Дип Нараян Махапрабхуджи покинул Землю, он передал свое дело ближайшему ученику. Парамханс Свами Мадхавананда (см. портрет на цветной вклейке) Парамханс Свами Мадхавананда был духовным преемником Шри Махапрабхуджи. В своей родной Индии и по всему миру последователи «Йоги в повседневной жизни» почитают его как Великого Учителя и любовно называют «Святым Гуруджи». Парамханс Свами Мадхавананда жил рядом с Махапрабхуджи более двадцати лет и записывал его беседы и бхаджаны. Мы должны быть благодарны ему за то, что он сохранил для нас замечательные, просветляющие слова Махапрабхуджи. Он был также автором жизнеописаний Шри Махапрабхуджи и Шри Дэвпуриджи, которые изданы под названием «Лила Амрит». Парамханс Свами Мадхавананда основал несколько ашрамов в Раджастхане и Гуджарате, в которые сейчас во множестве стекаются ученики как из Индии, так и из других стран. В книге «Лила Амрит» он описывает назначение ашрама и обязанности свами: Ашрам свами — это разновидность больницы, а свами — это врач, который лечит от страсти, гнева, стяжательства, скупости, ненависти, ревности, беспокойства и разных комплексов. Ашрам — это школа духа, а свами — учитель в ней. Он учит человеческой дхарме, духовной реализации и самопознанию. Ашрам — это духовный суд, а свами в нем — судья. Он дает оценку истинного и неистинного в жизни каждого человека, который к нему приходит. Он ясно видит закон кармы и показывает путь, который может вывести человека на свободу из тюрьмы жизни и смерти. Ашрам — это не просто дом. Это центр духовного освобождения. Очень жаль, что большинство людей считают науку духовности менее важной, чем достижения в области медицины или техники, хотя в действительности это намного важнее. Духовный врач открывает внутреннее зрение — и человек может видеть Бога. Он открывает внутренний слух — и становится слышен голос Бога. Он укрепляет руки и ноги нашей веры — и мы становимся способны подняться на вершину Высшего Сознания. Он исцеляет многие болезни души, а иногда и тела, которые никто больше исцелить не может. Этот духовный Скрытые силы человека 279 инженер прокладывает дорогу, которая соединяет индивидуальность с Космическим «Я». Он возводит мост истины через широкую реку неведения. Своими вдохновляющими словами свами может поднять ввысь умы людей и дать им способность лететь к Богу. Благодаря своей духовной силе он способен видеть прошлое, настоящее и будущее и совершать путешествия в любую часть Вселенной. Вдохновленный благодатью и божественной милостью своего Учителя Парамханс Свами Мадхавананда старался всегда, когда мог, помогать людям. Он также занимался общественной деятельностью и работой по сохранению этических ценностей ведической культуры и религии (санатана-дхарма). Он распространил весть Махапрабхуджи по всей Индии и в молитвах и медитации вел работу на благо всего мира. 31 октября 2003 года Парамханс Шри Свами Мадхавананда достиг махасамадхи. Он упокоился в ашраме «Ом Вишва Дип Гурукул Махешварананда» в деревне Джадан. Более 50 тысяч его последователей отдали дань его памяти в период традиционного траура в присутствии тысяч садху, санньясинов и Его Святейшества Шанкарачарьи Джи из Сумеру-Питха. Вишвагуру Махамандалешвар Парамханс Свами Махешварананда (см. портрет на цветной вклейке) Парамханс Свами Махешварананда — преемник Парамханса Свами Мадхаванандаджи. Он с 1972 года живет в Вене, где основал «Международный ашрам Шри Дип Мадхавананда» и первое общество «Йога в повседневной жизни», у которого вскоре появились многочисленные филиалы по всему миру. Сейчас под руководством Свамиджи работают сотни групп изучения йоги в Западной и Центральной Европе, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Индии. Свамиджи не ограничивается лишь обучением йоге. Где бы он ни был, он учит людей понимать и любить себя и других и помогает им реализовать смысл и предназначение своих жизней. Он учит пониманию, уважению и толерантности между нациями, культурами и религиями, ненасилию и защите природы и окружающей среды, а также вегетарианскому образу жизни. На своей родине, в Индии, он основал несколько гуманитарных проектов в сфере здравоохранения и образования, например фонд «Гьяна путра», который оказывает поддержку детям из бедных семей и дает им возможность посещать школу. В настоящее время строятся больницы и школы для девочек, которых недостаточно в отдаленных сельских районах, а также создается Университет аюрведы, натуропатии и йоги. Во всем мире Свамиджи пользуется заслуженным авторитетом у государственных деятелей, ученых, богословов и священнослужителей разных конфессий. Его уважают за многолетнюю самоотверженную работу в гуманитарной и духовной сфере, а также за непрестанные усилия, направленные на защиту здоровья и благополучия людей и природы, охрану окружающей среды и мира во всем мире. За бескорыстное служение делу улучшения физического, ментального, социального и духовного здоровья человечества он удостоен почетных званий доктора йоги и профессора духовной науки йоги. В 1999 году Свамиджи получил сан Махамандалешвара в духовном ордене Маханирвани-Акхара и ныне является одним из самых высокочтимых индуистских свами. Учение Парамханса Свами Махешварананды основывается на ясном и чистом послании Шри Махапрабхуджи. Под его руководством духовные искатели и последователи йоги выходят на путь Самореализации в соответствии с духом учения Бхагвана Шри Дипа Нараяна Махапрабхуджи.
Таблица 2. Атрибуты кош
I а г П О а а х £ с» А х А Г О/ а Таблица 3. Таттвы физического тела
Оо Таблица 4. Таттвы астрального тела
К) 4^ Скрытые силы человека 285 Таблица 5. Антахкараны и индрии
Контакты Интернет-сайты www.yoga-in-daily-life.org www.chakras.net Центры системы «Йога в повседневной жизни»
|