Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евхаристия как Таинство Церкви. Евхаристия есть по преимуществу Таинство Церкви






Евхаристия есть по преимуществу Таинство Церкви. По молитве всей Церкви, епископ или священник бла­гословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, кото­рые силою Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих в прощение их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение святых Даров и Причащение являются единым Таинством Евха­ристии.

Господь пролил Свою кровь и принес Себя в жертву из любви к роду человеческому, и потому Тело и Кровь Его таят в себе всю силу этой жертвенной, объединяю­щей любви. Перед Своими страданиями Господь молил­ся о единстве всех в любви: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин.17, 11).

Со дня Пятидесятницы апостолы и, по их примеру, все христиане, стали собираться для совершения Евха­ристии в «день Господень», т.е. в воскресенье, исполняя повеление Господне: «Сие творите в Мое воспомина­ние» (Лк.22, 19). Таким образом, в христианстве воскре­сенье заменило ветхозаветную субботу, которая была ус­тановлена в воспоминание Божия Завета с древним Израилем. Христиане являются «новым Израилем», с которым Бог заключил Новый Завет в Своем Сыне. Вос­кресный день заменил субботу, и потому нельзя быть членом Церкви, не участвуя регулярно в воскресной Ев­харистии.

В Православной Церкви, как это было и в первохристианских общинах, Евхаристия, как Таинство любви и единения, совершается всею Церковью, она есть «общее дело» всех верных, по-гречески – «литургия». Первона­чально она была составлена святым апостолом Иаковом, затем немного сокращена Василием Великим, а после него, уже более значительно – Иоанном Златоустом. В наши дни литургия совершается по чину святого Иоанна Златоуста, и десять раз в году – по чину святого Василия Великого. В некоторые дни Великого Поста со­вершается причащение святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье; эта служба, составленная святым Григорием Двоесловом, называется «литургией Преждеосвященных Даров».

Евхаристический чин убеждает в том, что от начала до конца он по­строен на принципе соотносительности – зависимости друг от друга служений предстоятеля и народа. Она выражена в диалогической струк­туре всех евхаристических молитв. Каждую из них собрание «запечатывает» словом «Аминь», связуя им в одно органическое целое предстоятеля и народ Божий, им возглавляемый. Каждая из составных частей евхаристического священнодействия – чтение слова Божия, воз­ношение, причащение – начинается с взаимного преподания мира: «Мир всем» – «И духови твоему…» Все молитвы своим содержанием имеют нашу хвалу, наше благодарение, наше причащение, а своею целью – «соединение всех друг ко другу во Единаго Духа причастие»…

Священнодействия Евхаристии отображают – ту же «синергию» – сотрудничество, сослужение. Так, чтение слова Божия и изъяснение его в проповеди, составляя содержание первой части евхаристического служе­ния, предполагает слушающих и принимающих проповедь. Перенесение проскомидии в алтарь и возникновение в нем особого «жертвенника» не уничтожило изначальной практики приношения даров на собрании от народа. Смысл возгласа «Возлюбим друг друга!» относится ко всему со­бранию, как и конечный возглас «С миром изыдем…»

Чин литургии состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия, или приготовительная часть, означает приношение, так как в это время священнослужители приготовляют принесенные верующими для совершения бескровной жертвы хлеб и вино, не случайно для этого предназначенные Господом. Хлеб есть символ единения. Так, в древней молитве (Дидахи, 9) говорится: «Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое».

Во время проскомидии священник располагает на дискосе (специальном блюде) части хле­ба: в центре полагается «Агнец», который на литургии прелагается в Тело Господне, вокруг – частицы в память Пресвятой Богородицы (справа), за святых (сле­ва), за живых и за усопших (внизу). Такое расположе­ние частиц на дискосе символизирует Церковь, как со­брание верных вокруг Спасителя.

Литургия оглашенных заканчивается общей молит­вой о различных нуждах христиан (сугубая ектения), иногда молитвой об усопших и, наконец, об огла­шенных. В этих молитвах выражается желание моля­щихся нести скорби и тяготы друг друга, и, таким об­разом, верующие объединяются во взаимной заботе друг о друге.

На литургии верных присутствуют только крещеные члены церкви. Пение Символа Веры объединяет всех предстоящих в храме в созерцании высших истин христианской веры. (Пение Отче наш…).

Молитвы Евхаристического канона читаются предстоятелем, т.е. старшим священнослужителем, епископом или священником, от лица Церкви. Они обращены к Богу Отцу, и в них возносится благода­рение за все спасительное промышление Божие о мире, затем – благодарение за искупительное служе­ние Богочеловека и установление Таинства Евхарис­тии, после чего следует призывание Святого Духа «на нас и на Дары» и, наконец, молитва за Церковь. Призывание Святого Духа (по-гречески эпиклезис) признается Православной Церковью главным свя­щеннодействием литургии. Православная Церковь учит, что Таинство Евхаристии через епископа или священника совершается всею Церковью при нали­чии собрания верующих (хотя бы двух, включая свя­щенника), притом на надлежащим образом освящен­ном престоле или антиминсе и, конечно, не иначе, как во время литургии. Поэтому освящение Даров совершается как бы постепенно, все нарастая, и под конец завершается призыванием Святого Духа.

Приносяй, он же и Приносимый: «Первосвященник наш, – говорит Златоуст, – принес жертву, очищающую нас, ту же жертву, которая тогда принесена, приносим и мы ныне: она не истощается». Она только бескровна сейчас и будет приносить­ся до конца времен за людей – во спасение приобщающихся к жертве крестной. Будучи хвалебной и благодарственной, жертва эта и умилостивительная, за живых и умерших. Вся Церковь объединяется на престоле Евхаристическом: молитва­ми святых омываются Святой Кровью грехи живых и умерших – тех, во имя коих вынуты частицы. Поистине Жизнь вмещает­ся в чаше.

В прежнее время все присутствующие на литур­гии христиане приступали к причащению Святых Тайн. Отцы и учители Церкви единогласно указыва­ют на необходимость частого причащения, конеч­но, принимая во внимание предостережение апос­тола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 28). Тем не менее Евхаристия, как общая трапеза установлена Сами Господом, и потому мы не должны отказываться от участи в ней, разве только считая себя чуждым Христу и Его Церкви. Евхаристия – это источник новой жизни во Христе Иисусе.

Литература: Митр. Владимир (Сабодан) Т. 6, стр. 207; Нефедов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал