Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание скоростных качеств.
Игровик должен уметь быстро стартовать и преодолевать различные расстояния, мгновенно изменять направление и темп движения, быстро выполнять технико-тактические приемы игры (броски, удары, передачи и др.) немедленно реагировать на действия соперника.Под быстротой, или скоростными способностями, понимают способность игрока выполнять движения в минимальный промежуток времени. Принято выделять элементарные и комплексные формы быстроты. К элементарным формам относится время простой и сложной реакции, время одиночного движения и частота движений. В игре обычно требуется комплексное проявление всех форм быстроты, так как они являются составными большинства двигательных действий баскетболистов и проявляются в быстроте передвижений при выполнении отдельных технических приемов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте смены одних приемов другими. Отличительной особенностью развития быстроты в играх является необходимость проявления ее в непрерывно меняющихся ситуациях, при наличии сбивающих факторов (сопротивление противника, психологическая напряженность, утомление). И все же при всей важности быстрой реакции окончательный результат зависит от способности быстро наращивать скорость и противостоять утомлению — дистанционная скорость. Скоростные способности являются фоном, на котором проявляются такие стороны быстроты, как быстрота выполнения бросков, передач, ведения, скорость решения тактических задач. Для воспитания сложных реакций можно использовать упражнения, в которых необходимо реагировать на движущийся предмет (мяч, партнер), появляющийся внезапно, меняющий скорость движения, и разнообразные изменения игровых ситуаций. Например, сигналом для начала движения в быстрый прорыв может служить мяч, отскочивший от щита. Высокой частотой движений овладевают при выполнении кратковременных упражнений (10 —20 с) в максимальном темпе с таким расчетом, чтобы к концу выполнения, с появлением утомления, скорость не снижалась. Быстрота стартового ускорения и дистанционная скорость — основа быстроты в игровых видах спорта, так как на их фоне проявляются другие стороны этого физического качества, например быстрота передач, ведения и обводки, выполнение элементов быстрого прорыва и прессинга. Добиваться увеличения скорости передвижения можно не только воздействуя на скоростные способности игрока, но и воспитывая силовые способности, совершенствуя технику движений. Основными средствами воспитания быстроты в игровых видах служат скоростные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Методические приемы, которые способствуют развитию этого качества: ü выполнение упражнений в облегченных условиях (бег по наклонной дорожке, использование силы тяги подвесок); ü чередование упражнений в затрудненных и обычных условиях, варьирование отягощений; ü бег за лидером (партнером), бег с разгона; ü введение ограничения времени выполнения упражнения; ü пространственные условия его выполнения. Методы развития быстроты. · Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной, максимальной и превышающей ее скоростью. Учитывая большую роль быстроты реакции в спортивных играх, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту выполнения отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота – от 5 до 15-20 с. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе - он колеблется от 30 с до 5 мин в зависимости от характера упражнений и состояния обучаемого. Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении задерживанию мяча вратарем в гандболе. Увеличение внезапности появления объекта. Например, прием мяча в волейболе, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории; затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличивают; в дальнейшем мяч направляют подачей и, наконец, нападающим ударом. Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, обучаемый ловит мяч на большом расстоянии; затем расстояние уменьшается, а скорость полета увеличивается. Увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале обучаемый реагирует на два сигнала двумя ответными действиями, затем на три тремя и т.д. Здесь незаменимы специальные устройства со световыми сигналами и т. п. · Метод сопряженного воздействия. Например, перемещения с отягощением и т. п. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т.п. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например бег под уклон. · Круговая тренировка. Упражнения подбирают так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялись быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений. · Игровой метод. Выполнение упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах. · Соревновательный метод. Выполнение заданий с предельной скоростью в условиях соревнования. Методика совершенствования ловкости (развития и совершенствования координационных способностей) Ловкость можно определить, как способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и точно выполнять их, а также как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость зависит в первую очередь от двигательного опыта игрока. Типичными упражнениями, направленными на совершенствование ловкости, являются игры, акробатические упражнения, бег с преодолением различных препятствий. Большое значение имеют беговые упражнения с дополнительными заданиями: на внезапные остановки, повороты, с изменением направления, на скорость выполнения; технико-тактические упражнения при неожиданно меняющихся ситуациях, связанных с непрерывной оценкой различных игровых действий, выбором игрового места. Осваивая любой технический навык, необходимо добиваться точности движений (ударов, бросков, передач и т. д.). Этому во многом способствует использование учебно-тренировочного оборудования. В целях развития и совершенствования ловкости целесообразно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных условиях. · Метод усложнения ранее усвоенных упражнений. Усложнения достигают изменением исходных положений, включением дополнительных движений. · Метод двустороннего освоения упражнений. Предполагается выполнение упражнений в левую и правую сторону, левой и правой рукой, ногой и т. д. Это касается также техники игры и совершенствования приемов. Изменение (усиление) противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях. Изменение пространственных границ. В знакомых упражнениях и играх изменяют границы площадки, величину дистанции, количество играющих и т. п. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т.д.). Упражнения на переключения в технических приемах и тактических
|