![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств (В.Игнатьева, В.Максимов, И. Петрачева)
В таблице 4 представлены сенситивные периоды развития двигательных качеств, общие для всех детей и подростков. Однако необходимо учитывать, что в спортивные группы для перспективной подготовки к достижению высокого спортивного мастерства отбирают детей, имеющих определенные соматические и морфофункциональные особенности. Прежде всего, это высокорослые дети. Они отличаются от менее рослых и по половому созреванию, и по нарастанию физических способностей. Чаще всего такие дети опережают своих сверстников по соматическим показателям, а иногда и по физическим способностям. Кроме того, у девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физической кондиции. Без учета этих особенностей невозможно рационально построить учебно-тренировочный процесс. Отсюда, чрезвычайно важно использовать анатомические и психофизиологические особенности возрастных периодов. Соразмеренность развития основных физических качеств у школьников, позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, в какой они нужны в спортивной специализации для достижения высокого спортивного результата. Учитывая возрастные особенности развития школьников и возрастные соревновательные показатели спортивной игры команд школьников, позволят учителю-тренеру планомерно и эффективно осуществлять учебно-тренировочный процесс. Еще одним критерием подготовки игроков и команды школьников могут быть модельные характеристики соревновательной деятельности игроков и команд спорта высших достижений, эти показатели являются объективными критериями в перспективном планировании подготовки. Мальчики и девочки во всех возрастах значительно отличаются по скоростно-силовым показателям, особенно в метаниях мяча. Однако до 14 лет их функциональные показатели существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей. Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. Но при этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности юного спортсмена. Тренировочные нагрузки надо подбирать индивидуально каждому и группе школьников с учетом их состояния, уровня работоспособности на данном этапе. Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Следует отдавать предпочтение упражнениям динамического характера и приучать занимающихся к различному темпу их выполнения. Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение возможно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки). Когда занимающиеся упражняются в технических приемах, можно значительно повысить физическую нагрузку (для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя перемещения игроков. Если в занятия включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует проводить упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. На начальных этапах обучения физическая подготовка осуществляется в плане общего развития с постепенным увеличением количества упражнений, развивающих специфические для данной игры качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. После общей и специальной физической подготовки необходимо переходить к изучению непосредственных технических приемов игры.
|