Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые тактические действия.






Рис. 77.
Под групповыми тактическими действиями понимают взаимодействия двух и более игроков, выполняющих тактическую схему, имеющую логическое результативное для команды завершение. Групповые взаимодействия осуществляются:

· между игроками задней и передней линии (принимающими подачу и нападающий удар со связующим) при игре связующего в передней линии.

· то же, но при выходе связующего со второй линии (при вто­рой передаче на удар).

· принимающих подачу и нападающий удар с нападающими.

· нападающих с нападающими при имитации атакующего удара и откидывании.

Все групповые взаимодействия игроков проявляются в определенных тактических схемах — теоретически обоснованных и практически освоенных взаимодействиях игроков для достижения победного результата.

По структуре передвижения нападающих взаимодействия можно разделить на три группы:

· взаимодействия без изменения направления передвижений (каждый в своей зоне);

· с изменением направления передвижения;

· со скрестным передвижением.

Рассмотрим наиболее типичные тактические комбинации каждой из названных групп.

Рис. 72.
Рис. 72
На рисунке 77 представлен вариант группового тактического взаимодействия в нападении через игрока передней линии. Принимающий подачу или нападающий удар направляет мяч в зону 3 связующему, который передает его в зону 4 или 2 (за голову). Если связующий будет находиться в зоне 2, то он может передавать мяч для завершения атаки в зоны 4 или 3. Аналогичные варианты этих комбинаций возможны и при выходе связующего, к сетке из тыловых зон. Ведущую роль здесь будет играть игрок зоны 3, который первым должен начинать разбег для атаки с низкой, короткой или передачи на взлете и создать впечатление у соперника, что именно он будет выполнять атакующий удар.

Принимающий игрок также направляет мяч к сетке, связующему в зону 3. Связующий может передать мяч:

a) на укороченное расстояние между зонами 4—3;

b) по низкой траектории в своей зоне;

c) по низкой траектории за голову;

d) на укороченное расстояние между зонами 3—2.

Во всех этих вариантах нападающие игроки будут передвигаться к сетке под определенными углами, вплоть до завершения взаимодействий в «чужой зоне».

Некоторые групповые взаимодействия с изменением направления

Рис. 73.
разбега нападающих получили строго определенные названия. К ним относятся и «Волна» и «Эшелон» (Рис. 78, 79).

В комбинации «Волна» участвуют три игрока — связующий и нападающие зон 3 и 4 (рис.78). Игрок зоны 3 начинает комбинацию стремительным разбегом для атаки с низкой передачи (короткой, на взлете), что зависит от нападающего. Передача следует игроку зоны 4, но не в зону, а между зонами 4 и 3. Имитация удара игроком зоны 3 отвлекает блокирующих игроков соперника, что позволяет игроку зоны 4 завершать атаку без противодействия блокирующих. По договоренности между игроками длина передач может варьироваться, что в значительной степени затрудняет действия защиты.

Если прием мяча осуществляется ближе к зоне 4, возникает бла­гоприятная ситуация для комбинации «Эшелон» (рис. 79).

Рис. 79. Тактическое взаимодействие «Эшелон»
В этом случае действия игрока зоны 3 те же, а игрок зоны 4 изменяет на­правление разбега таким образом, чтобы выпрыгнуть для удара за спиной игрока зоны 3, но на темп позже. Передача для удара при этом несколько удаляется от сетки. Это же можно выполнить в зонах 3 и 2, если подача направлена ближе к зоне 2.

Тактические схемы со скрестным передвижением игроков в нападении относятся к категории сложных действий, и освоении их требует достаточно высокого уровня игрового мастерства школьников. Простое механическое заучивание не принесет ожидаемого результата в школьном волейболе.

Рис. 74.
Практика.

В основе изучения тактики групповых действий лежит изучение тактических схем организации атак. При этом, в овладении тактическими действиями, основным моментом является способность к вариативности при выполнении тактических проектов, а не в механическом выполнении заученных действий. Изучение тактических комбинаций нужно использовать для развития игрового мышления занимающихся. Они учатся не только своевременно и правильно действовать с мячом, но и взаимодействовать с партнерами.

Вначале изучают наиболее распространенные взаимодействия двух-трех игроков, затем комбинации с привлечением максимального количества игроков. Комбинации в нападении и защите изучают параллельно. Необходимо иметь в виду, что изученные комбинации не всегда приводят к успеху, так как в процессе игры они довольно редко встречаются в «чистом виде». Поэтому необходимо учиться искусству комбинировать, создавать «игровые фразы» в соответствии с конкретным игровой ситуацией. «Игровая фраза» сама по себе предполагает достижение положительного результата и может иметь логическое продолжение в командных тактических построениях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал