![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационная война и информационная безопасность
На сегодняшний день существует необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтации государств, новые кризисы в международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего внимания. Информационная война между двумя информационными системами — это открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Информационные воздействия на систему осуществляются Ярким примером информационной войны современности можно считать вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 г., когда вся мировая общественность была дезинформирована со стороны Грузии. Несмотря на то что агрессором в конфликте выступала Грузия, основная критика мирового содружества была направлена на Российскую Федерация. В данном примере информационным оружием можно считать доклады и репортажи новостных и информационных ресурсов о положении в регионе, в корне несоответствующие действительности. Информационным оружием называются средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов; преодоления систем защиты; ограничения допуска законных пользователей; дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем. Информационная война, по сути, олицетворяет собой войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов. Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и т. д.), удовлетворяющими требования агрессора, выводит из строя системы управления государства-противника и его вооруженных сил. Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать: - компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т. п.; - логические бомбы — программные закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или - средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного и военного управления; - средства нейтрализации тестовых программ; - различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное обеспечение объекта. Информационное оружие в первую очередь нацелено на вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Темпы совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении национальной безопасности страны. В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые информационные сети типа Интернет. Кроме того, что повсеместно увеличивается число компьютерных преступлений, реальной стала угроза информационных атак на более высоком уровне для достижения политических и экономических целей. Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения информационного оружия необходимо принимать следующие меры: защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу информационных ресурсов; обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных; защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения; сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и необходимой доступности). Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в открытых сетях, — это естественная защитная реакция на появление нового оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к мировым открытым сетям следует рассматривать, прежде решив вопрос национальной информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому информационному пространству страну ожидает экономическое отставание. Оперативный доступ Однако следует учитывать, что участие России в международных системах телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности. Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно. Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия. Практические мероприятия программного характера по защите от информационного оружия следующие: 1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и других структур в различных видах информационного обмена через международные сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля трансграничного обмена, в том числе посредством сети Интернет; координация мер государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности в открытых сетях; организация международного сотрудничества. 2. Разработка государственной программы совершенствования информационных технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных ресурсов. 3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для работы в мировых информационных сетях. 4. Разработка национального законодательства в части правил обращения с информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением установленного статуса информации. Активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования мировых открытых сетей. Одним из серьезных преимуществ информационного оружия является его относительная дешевизна по сравнению с другим видом вооружения. По критерию «затрата-эффективность» оно значительно выигрывает у любого другого вида оружия, потому что в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Изначально предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения. Выйти победителем в информационной войне — это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, т. е. какие входные данные можно обрабатывать, а какие — ни в коем случае. Информационное оружиеимеет прямое отношение к алгоритмам. Поэтому о любой системе, способной по входным данным отрабатывать тот или иной алгоритм, можно говорить как об информационной системе — объекте информационной войны. Информационное оружие направлено непосредственно на изменение поведения информационных систем, а в случае применения против людей — на изменение их мышления и, соответственно, поведения без предварительного «запугивания». Победителем информационной войны становится та сторона, которая более полно способна промоделировать поведение противника в различных ситуациях, определить собственный алгоритм поведения и реализовать его. Более полно промоделировать поведение противника — это означает в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике; более полно изучить поведение противника — знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т. п. Для решения этой задачи наилучшими инструментами являются средства вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением. Ситуационное моделирование в режиме реального времени сегодня вполне по плечу отечественным высокопроизводительным комплексам; проблема только в реализуемой поведенческой модели конкретных социальных объектов, конкретных людей. И проблема эта тем лучше решается, чем больше обрабатывается информации об анализируемых и моделируемых объектах.
|