Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обратная перспектива на западную культуру






 

«В обратной перспективе присутствует коллективистский взгляд на человека. Поэтому человек не свободен выбирать свою позицию перед произведением искусства, его туда ставят. Поэтому русский представляет себя иначе, чем немцы, французы, скандинавы. Русский предполагает, что он является частью какой-то целостности, поскольку он говорит: «Меня зовут…», а западные европейцы, подчёркивают свою индивидуальность, говоря: «Я называюсь…». Поэтому в русских иконах есть обратная перспектива не только того мира, который мы видим, но также обратная перспектива на западную культуру, менталитет» [34].

Обратная перспектива есть не только в православных иконах, но также в исламских и христианских миниатюрах. Самое древнее выражение такого коллективистского мировоззрения есть в египетском искусстве. Если в обратной перспективе икон есть элементы авторитаризма, то в египетском искусстве присутствуют элементы тоталитаризма. В нём отражается теократия, которая оставалась более или менее неизменной несколько тысячелетий. Хотя египетская религия основывается на политеизме, в египетской перспективе размеры элементов композиции, как и в иконах, зависят от расстояния к Богу. Но, наверное, можно говорить о перспективе представительности (значимости), поскольку не только сам объект, но также и его ракурс, зависят от того, насколько он значим для сюжета картины. В результате этого в статичных человеческих фигурах сокращения исключены. Поэтому в одном и том же человеке можно видеть голову и ноги в профиль, а тело и руки – анфас. Данная традиция получила развитие в византийской художественной школе, где мастера ввели идею о точке схода и диагонали. Эти приёмы придают изображению драматизм и динамизм.

Хотя нам уже понятно, что икона не приспосабливается к глазу, можно всё-таки спросить, как мы с помощью нашего зрения видим икону. В картине Ренессанса всегда легко определить объём, поскольку линейная перспектива взаимодействует с воздушной и цветовой перспективой. А в иконе обратная перспектива никогда не строится по одной и той же системе для всех элементов композиции. Часто существует несколько точек схода и несколько линий горизонта.

Но в то же время иконописцы борются против объёма, используя контурные линии. Они редко показывают, что человеческая фигура стоит на полу, они выступают против западной цветовой и воздушной перспектив. Поэтому дальний план обычно тёплый, золотой.

«В западноевропейской культуре картина в первую очередь отражает гуманизм Ренессанса. В католической и протестантской церквях главная функция искусства чисто декоративная и лишена религиозного значения. В восточной православной культуре изначальное сакральное значение искусства сохраняется. К тому же икона сама по себе является визуально-теоретическим свидетельством существования Бога» [35].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал