Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ракурсы
Сказав о точках зрения, мы должны обозначить ещё один аспект композиции: ракурс. «Ракурс (франц. raccourci) — в живописи изображение человеческих фигур, их членов и вообще всяких предметов в сокращении, обуславливаемом законами перспективы. Предметы, находясь в пространстве, обычно представляются нашему глазу не во всем своем объеме. Некоторые их части заслоняются, кажутся уменьшенными или суженными и в подобном виде воспроизводятся художниками, знакомыми с перспективой и соблюдающими верность природе. Под словом «ракурс» разумеется преимущественно сильное перспективное сокращение — такое, какое является тогда, когда лучи зрения, идущие от близких и дальних частей предмета, сходятся в нашем глазу под очень острым углом. «Художнику приходится иметь дело с ракурсом особенно в тех случаях, когда он изображает предметы, расположенные перпендикулярно или почти перпендикулярно к картинной плоскости, например, когда он рисует или пишет протянутую прямо к нему человеческую руку или голову, откинутую назад, фигуру, лежащую ногами вперед, летящую снизу вверх и т. п.» [36]. Древние греки считали ракурс самою трудной частью рисовального искусства. После открытия законов перспективы многие живописцы, начиная с эпохи Возрождения, любили щеголять ракурсом, употребляя их преимущественно при росписи плафонов. Самыми замечательными мастерами по части ракурса считаются Мантенья (картина «Мертвый Христос» в миланском музее Брера), Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Корреджо (живопись купола и потолочных сводов в Пармском соборе) и Тьеполо (плафон «Обретение св. Креста» в Венецианской Академии художеств). «Выказывая свое уменье преодолевать трудности ракурса, живописец должен, однако, знать известную меру — не изображать таких сокращений, которые почти никогда не наблюдаются в действительности, некрасивы, малопонятны и отзываются фокусничеством» [37]. Принимать ракурс в расчет обязаны также и скульпторы, исполняют ли они барельеф или лепят круглую фигуру. Ян ван Дейк Портрет (от французского portrait — изображать)
Суровая и строгая живопись Мантеньи была замечательным вкладом в искусство раннего Возрождения. Разрешив новые и смелые задачи построения пространства в монументально-декоративной живописи, Мантенья занял одно из первых мест среди художников XV века, и его замечательные фрески в церкви Эремитани в Падуе сыграли такую же решающую роль для монументальной живописи Северной Италии, как фрески, созданные Мазаччо в капелле Бранкаччи, для всего искусства Тосканы. К поздним станковым работам Мантеньи относится «Мертвый Христос» (Милан, Брера) – композиция необычайно оригинальная как по своему глубокому драматическому замыслу, так и по пластическому воплощению.
|