Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одилон Редон. Полифем






 

В этой сцене из греческой мифологии циклоп Полифем подглядывает за обнаженной нимфой Галатеей, в которую он безнадежно влюблен. Огромный глаз великана пристально устремлен к объекту его самозабвенной любви. О.Редон, на наш взгляд, выделяет три плана: первый, где изображена нимфа Галатея, как бы растворяющаяся среди цветов и камней, – декоративный, мозаичный, «дробящийся» на всполохи яркого цвета; второй план – образ Полифема, как бы являющегося вершиной скалы, – печальный, загадочный, вызывающий сочувствие титан; третий – зеленое пятно леса и небо с облаками необыкновенной красоты.

Если в картине Н.Пуссена проецируется музыкально-поэтическое чередование планов, увлекающее зрителя к кульминации – образу Полифема, то в полотне О. Редона планы как бы «свиваются» в пирамиду, вершиной которой является Полифем. Одилон Редон – символист, его интересуют больше мистические аспекты, чем объективное отображение реальности. В трактовке художника есть нечто устрашающее, похожее на ночной кошмар.

 

Диего Веласкес

Пряхи

 

 

В удивительной картине испанского художника XVII века Диего Веласкеса «Пряхи» своеобразное соотношение двух планов. В ней они контрастируют, резко противопоставленные друг другу: один — темный, другой — светлый; в одном — насыщенные, в другом — более приглушенные цвета; один — широкий, другой — высокий; один — с плоским потолком, другой — со сводами; один — с (пятью) фигурами «низкого» происхождения, другой — с (пятью) фигурами «высокого»; один — в плоскости обыденной жизни, другой — театрально приподнятый; один — показывающий будничное событие, другой — выходящее за рамки повседневности

Этой противоположности в наглядном характере планов соответствует противоположность их значений: под видом жанровой картины дана аллегория искусства мажорного и минорного. У Веласкеса планы широко разведены между собой — перспективное сокращение второго плана намеренно преувеличено, и даже в расположении обеих сцен планы резко обособлены друг от друга. У Веласкеса занавес располагается на первом плане и одна из работниц отодвигает его, явно обращаясь к зрителю.

В изобразительном искусстве существуют не только «кулисные» планы, но и вертикальные, и комбинированные (совмещенные).

 

§2. Планы в картине Эль Греко «Погребение графа Оргаса»

Давайте попробуем поразмышлять, как сопоставляются планы в картине уникального испанского художника греческого происхождения Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал