Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритм понимания произведения искусства






Загадочность чревата истиной,
глубоко скрытой и таинственной

Б.Граспан

 

Основные элементы анализа композиции мы вспомнили. Теперь выстроим алгоритм понимания картины:

1) автор, время создания, название;

2) формат;

3) соотношение вертикалей и горизонталей в композиции;

4) ритм;

5) «поведение» диагоналей;

6) композиционный центр;

7) статика/динамика композиции;

8) разомкнутость/закрытость композиции;

9) уравновешенность/ неуравновешенность, иначе: симметричная или асимметричная организация пространства картины; описание предметов, фигур, природы, особенности конструкции картины;

10) тип перспективы;

11) точка зрения;

12) планы в картине;

13) символика (геометрических или иконических знаков);

14) авторская позиция, возврат к символике названия и идея произведения;

15) актуальность: выражает ли картина понятные современному человеку мысли, чувства, есть ли в ней тайный смысл.

 

И снова обратимся к натюрмортам Ван Бейерена и Джорджо Моранди (стр.28) и постараемся понять их построение и выйти к глубинному смыслу этих полотен.

Вот картина Бейерена: выбран вертикальный формат. Он подчеркивает напряженный контраст верха и низа. Наверное, потому, что «низ» (земля, земные радости) более важны.

Вертикаль формата подчеркнута высоким стаканом, расположенным по законам «золотого сечения». Рядом стоит строго вертикально кувшин, он чуть ниже. Предметы эти образуют подобие пирамиды, вершину которой отмечает стакан, а основание – боковая грань столика с тарелкой, булочкой, лежащим бокалом и табакеркой.

Горизонталь стола здесь как основание пирамиды, она достаточно сильная, поэтому опять возникает мысль о том, что все здесь базируется на земных, чувственных радостях.

Композиционный центр картины находится в точке золотого сечения, выделяя высокий бокал.

Свободу вносит и асимметричное положение столика – он сдвинут к правому краю холста. Однако уравновешивается густой и тяжелой тенью на стене слева. Сбивают порядок и небрежно скомканная салфетка, поваленный бокал, просыпанная щепотка табака. Отсюда – чувство непринужденности.

Перспектива прямая, неглубокая, да она и не важна. Вообще в натюрморте перспектива играет небольшую роль, потому что он обычно не втягивает в себя, а как бы подает нам себя, чтобы мы быстрее разгадали его смысл.

Точка зрения нормальная, возникает эффект нашего присутствия.

Объединяющим началом является свет в картине. Неяркий, комнатный, он падает на группу предметов узким пучком слева, оставляя в глубокой тени не только подстолье, но и весь левый верхний угол картины.

От этого впечатление уютной «отъединенности» столика от всего окружающего.

В сдержанном колорите картины нет ни одного яркого пятнышка, все краски сближены и варьируются лишь от коричневого до желтовато-серого цвета. А это цветовая гамма земли! Значит, и в колорите заключена мысль о земных наслаждениях.

Изображены обыкновенные предметы, но в них есть определенная символика: в кувшине, видимо, находится пиво, значит, мы начинаем думать об алкоголе, а это для очень многих как тогда, так и сейчас – наслаждение… Открытая табакерка, откуда взяли табак и, кстати, просыпали его, следовательно, набивали трубку (мы ее видим). И курили. И это тоже удовольствие, а по тем временам очень дорогое, ибо это XVII век, и прошло меньше двух веков, как была открыта Америка, откуда привезли табак.

Называется натюрморт просто – «Завтрак». В чем же глубинный смысл этой картины? С утра выпили, закусили, покурили, перевернули бокал, скомкали салфетку герои этого произведения. И автор пучком света указал на то, что было близко его сердцу – на кувшин с пивом!

Как сказал С. Е. Лец: «По их словам вы узнаете, о чем они стремятся умолчать», а все знаки-коды композиции, которые мы рассмотрели, те же слова!

Мир вещей, наслаждений оказался воплощением человеческих пристрастий. Вспомните, что это богатая, торговая Голландия XVII века, где очень ценился высокий доход (который в этом натюрморте понятен), где приветствовались простые человеческие радости.

А теперь давайте проанализируем натюрморт Джорджо Моранди.

Моранди выбрал формат, вытянутый по горизонтали, который благоприятствует изображению большого количества предметов, движению вдоль холста.

Но, несмотря на этот горизонтальный формат, в натюрморте господствует вертикаль. Все формы в этой композиции вертикальны, и это подчеркивает ритмичность их расположения в пространстве, причем, предметы сдвинуты больше вправо.

Значит, композиция подвижная, напряженная. Это уже определенная свобода!

Но вертикали не отклонены от краев холста, следовательно, устойчивость остается.

Обратите внимание на место пересечения диагоналей – это композиционный центр картины.

Вся группа тесно сближенных предметов окружена свободным, светлым пространством и кажется от этого еще более сжатой и тесной.

Выбрана нормальная точка зрения, то есть художник приближает нас к изображенному.

Возникает такое чувство, что кувшины своими носиками направлены в небо, но низкий верхний край картины ограничивает их стремление вверх.

В произведении колорит красно-коричневый. И, несмотря на то, что это гамма теплых тонов, от натюрморта веет холодком почти лабораторного исследования этих предметов, возникает напряженность.

Лишь белый кувшин, почти слившийся своей освещенной стороной со светлым фоном и наполовину заслоненный стоящими перед ним предметами, вносит ноту таинственной неопределенности.

Свет ровный, автор не выделяет светом отдельных предметов, но обращает внимание на тени от них. Тени есть у всех предметов, но они какие-то странные, загадочные... А стоящий на краю стола кувшин если и бросает тень, то на пол, который мы не видим. И вообще, его положение шатко, он может упасть. Что художник хотел этим сказать? Ведь у настоящего мастера (а Моранди им был!) нет ничего лишнего!

Эти предметы в картине уподоблены людям: одни простые и ясные, как конус, куб; другие загадочные, как этот белый кувшин, как этот то ли цилиндр на ножке, то ли бокал. А название подчеркнуто бесстрастное – «Натюрморт»! Какова же авторская позиция?

Она подчеркивается тенями: у них разная густота. Понятно, что разная длина, но густота? Ведь свет падает на все предметы одинаково. Нет единства у этих предметов, как в натюрморте Бейерена, уж очень они разобщены, хотя стоят рядом.

Вот мы и подошли к глубинному смыслу картины. Эти предметы как люди, живущие независимо друг от друга, ничем не связанные, как эти вещи; сейчас они стоят близко друг к другу (вспомним, что натюрморт написан в 1943 году и шла вторая мировая война), хотя некоторые находятся близко к краю стола, то есть подвергаются опасности.

Получается, что Моранди говорит об индивидуализме: ведь идет война, а люди не соединены между собой опасностью, или ответственностью, или патриотизмом.

Интересно то, что здесь нет кривых линий, которые бы соединяли предметы. А вот на полотне Бейерена они есть!

Предложенная трактовка не является истиной в последней инстанции. Возможно, вы не согласитесь с точкой зрения автора, ведь она несколько заострена. Попробуйте поразмышлять над композицией и конструкцией этих картин сами!

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал