Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эль Греко. Погребение графа Оргаса
1586-1588
Эта картина изображает чудо, которое будто бы произошло в 1323 году в Толедо (Испания), когда в момент похорон графа явились св. Фома, св. Августин и св. Стефан и на глазах у потрясенных присутствующих опустили тело в гробницу. В этом произведении можно увидеть всех представителей высшего общества Толедо, сдержанно выражающих своё изумление перед чудесным явлением, в то время как наверху, над их головами разверзаются небеса, и ангел возносит душу графа в мир горний. Изображение Божественного видения в верхней части композиции выполнено в необычно смелой манере, контрастирующей с образами земной преходящей реальности, представленной в нижнем регистре. Творчество Эль Греко было мистическим, поэтому кулисные планы, которые передавали бы глубину земной реальности, были для художника неинтересны, хотя в картине есть два «земных» пространственных плана: на первом изображены: тело графа Оргаса, святые, священник и мальчик; на втором – аристократия города Толедо. Но здесь – и это главное – дан наверху вертикальный план с поразительной мистической глубиной, изображающий небесный мир в движении и наполненный многими персонажами: мы видим Христа, Богоматерь, апостола Петра с ключами и многих других обитателей горнего мира. Картина построена на сложном сопоставлении и внутренней связи различных образных планов. Рассмотрим некоторые примеры. Участники погребальной церемонии отгорожены от внешнего мира не только глубоко понятой художником и типичной для испанского дворянства броней внешней бесстрастности, но и единством охватившего их переживания перед лицом смерти, перед совершающимся чудом. Лишь указующий жест маленького пажа приобщает зрителя к смыслу происходящего — святые хоронят графа Оргаса. Вместе с тем большинство присутствующих не видят мистического апофеоза на небе, хотя облака и развевающиеся желтые одежды ангела, уносящего душу усопшего, почти касаются их голов. Происходящее в небесной сфере открывается взору лишь одного священника. Его крупная фигура расположена в первом земном плане картины, что и фигура мальчика, — это ключевые образы полотна. Если ребенок, которому предназначено воспринять чудо, происходящее в реальности, является своего рода связующим звеном между земной зоной картины и внешним миром, то образ священника выполняет ту же роль в объединении двух планов композиции. И одновременно этот образ, преображенный духовным порывом, перекликается с образами небесной сферы. Изображенные здесь святые, мученики, праведники чем-то напоминают участников погребальной мессы, но более условные и призрачные, уподобляются как бы их отражениям в разбегающихся кругах воды. В небесных высях облака образуют изолированные, смещенные в пространстве подсвеченные зоны, где находятся праведники, святые и сонмы ангелов. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется и в отдельных деталях. Так, парчовая риза св. Стефана украшена изображением эпизода из его жития — «побиение» святого камнями. Это не просто нарядная вышивка, а целая картина типичного для Эль Греко призрачного характера. Введение подобного мотива как бы совмещает в образе прекрасного юноши настоящее и будущее, темы мученичества и святости, смерти и искупления. Получается, что совмещенные (комбинированные – вертикальные и горизонтальные) планы, по замыслу Эль Греко, раскрывают нам идею картины. Это интересно В поэзии тоже можем выделить пространственные планы. Для того, чтобы представить их в стихотворении Пушкина «Что в имени тебе моем…», давайте еще раз повторим, что план – это место расположения кого-нибудь – чего-нибудь в перспективе с точки зрения удаленности его от зрителя. Это будут горизонтальные (кулисные) планы. Вспомним строки Пушкина: Что в имени тебе моем, Оно уйдет, как звук печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине, Произнеси его, тоскуя, Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я.
Жанр этого стихотворения – грустное размышление (элегия), поэтому начинается оно с печального вопроса, ответ на который лирический герой ищет, обратившись к природе (морю, лесу). Получается, что первый катрен (четверостишие) дает дальний и очень широкий план, во второй строфе он сужается до человеческих достижений – «узору надписи надгробной», этот план относится к культурным изобретениям (языку), а не стихийным (природным) явлениям, как в первой строфе. В третьей строфе эмоциональные размышления лирического героя сосредотачиваются в душе бывшей возлюбленной, а в четвертой – концентрируются в её сердце. Выходит, что планы предстают в виде спирали, ведя нас к центру модели мира автора – человеческому сердцу. Такая модель мира называется антропоцентрической. Получается, что внимательный читатель, проанализировав расположение планов, может прийти к важным мировоззренческим выводам, раскрывающим тайны автора. В § 4 «Оси композиции» шла речь о вертикалях и горизонталях стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Анализируя расположение вертикалей и горизонталей, мы пришли к выводу, что мир осенен крестом, по мысли поэта, а оси-знаки подсказали нам, какой глубинный смысл скрыт за этим. Теперь мы понимаем и смысл планов в стихотворении М.Ю.Лермонтова: «дорога», «кремнистый путь» – это горизонтальные (кулисные) планы, а «звезда с звездою говорит» – это вертикальные планы, и получается не просто крест, а соединение двух миров – земного и горнего, и человек, по Лермонтову, живет в одновременно в двух мирах, поэтому мы можем говорить о двоемирии, отраженном в произведении, это является признаком романтического мироощущения поэта, в отличие от реалистического – пушкинского.
Говорить о геометрии (семиотике) искусства (и литературы, и живописи) можно бесконечно. Мы ещё не затронули такие важные аспекты формы произведений искусства, как геометрическая символика, детализация и обобщение формы, деформация, стили и т.д. Искусство – это отражение жизни, а жизнь полностью познать нельзя. Художественный образ многозначен, и мы не говорим, что предложенный нами путь постижения картины – это истина в последней инстанции. Опять же хочется вспомнить С.Е. Леца: «Нет новых направлений в искусстве, есть одно – от человека к человеку!» Ищите в искусстве пути от автора к зрителю, читателю, слушателю. А предложенный нами план (см. Приложения) поможет вам найти эту дорогу.
Вопросы для самопроверки 1. Разгадайте тайну планов в картине Диего Веласкеса «Менины» («Фрейлины»).
|