![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ван Эйка. Чета Арнольфини
Все говорит о благосостоянии четы Арнольфини: от одежды и мебели до экзотических плодов. Возле кровати лежит роскошный и исключительно дорогой анатолийский ковер; апельсины привозили с юга, их считали роскошью; очень богатая постель; забавная веселая собачка – весьма дорогое удовольствие – символизирует преданность и любовь; на Джованне модное зеленое платье, подходящее для свадебного портрета и бракосочетания: зеленый цвет – символ Богородицы и плодородия, она не беременна, просто ее поза подчеркивает линию живота, который в те времена был главным признаком красоты. Возможно, ее поза и преувеличенно выпуклый живот символизируют плодородие и будущую беременность. Соединение рук в христианском бракосочетании означает, что супруги отныне едины. Соединенные руки – центральное, связующее звено в композиции картины; линию рук подчеркивает изогнутая форма люстры, на люстре горит единственная свеча – символ всевидящего ока Божия. Форма зеркала тоже перекликается с формой люстры. Зеркало обрамлено изображениями десяти сцен Страстей и Воскресения Христа. Это означает, что картина не только содержит «зашифрованные» документальные и бытовые подробности, но и исполнена христианской символики. Над зеркалом подпись, выполненная изящным готическим шрифтом, гласит: «Ян Ван Эйк был здесь в 1434 году». Кроме того, можно рассмотреть отражение художника в зеркале; таким способом он запечатлел свое присутствие на празднике. На спинке кровати вырезана фигурка женщины с драконом. Это может быть покровительница рожениц св. Маргарита, которую всегда изображали с этим мифическим животным, или св. Марфа, покровительница домохозяек, – рядом подвешена метелка. Снятая обувь означает совершение религиозного таинства: это лишний раз подтверждает, что картина является подробным «отчетом» о браке. В то время считалось, что прикосновение к земле босыми ногами способствует плодовитости. Как мы видим, картины прошлых эпох изобилуют знаками-символами, знание которых сейчас почти утеряно; нужно много читать книг и развивать эрудицию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века.Ч.1: М.: Издательство МПГУ «Прометей», 1995. 2. Алексеев С.В. Зримая истина. М., Ладан. 2006. 3. Басин Е. Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. М., 2007 4. Безелянский Ю.Н. Улыбка Джоконды: Книга о художниках. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 1999. 5. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: Азбука молчания: Учеб. Пособие для творческих учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. 6. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: Издательство В.Шевчук, 2002. 7. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства // Изобразительное искусство в школе. 2002. №5. 8. Волошинов А.В. Математика и искусство. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. 9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. 10. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. – 2-е изд. М. Издательский дом «Искусство».2004. 11. Гомбрих Э.История искусства / Пер. с англ. М.: 1998. 12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. 1991. 13. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. – Санкт-Петербург: «Искусство - СПБ», 2005 г. 14. А.Кармин. Культурология. Санкт-Петербург – Москва – Краснодар, 2003. 15. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. Главный редактор и составитель С.Я.Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. 16. Леонардо да Винчи. Заповедь живописца. М., 2006. 17. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1996. 18. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. - Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 19. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов/н/Дону. Феникс. 2008. 20. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб.: Азбука-классика, 2001. 21. Рильке Р.-М.Стихотворения. М. 1993. 22. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 1999. 23. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Изд. «Просвещение». 1984. 24. Феррье Ж.-Л. 30 величайших картин, которые потрясли мир. / Пер. с фр. А.Н.Рылевой. – М.: РИПОЛ классик, 2005. 25. Фрейд З. «Воспоминание детства. Леонардо да Винчи». М., 1994.
|