Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Содержание Пояснительная записка Учебно-ознакомительная практика. . Учебно-исследовательскиеСтр 1 из 16Следующая ⇒
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, практика направлена на достижение следующих целей: · освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе; · закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения; · обучение навыкам решения практических задач; · формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; · знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля. Задачи определяются для каждого конкретного вида практики. Профессиональная деятельность студента развивается и совершенствуется не только в ходе аудиторных занятий, а в большей степени в процессе практики, которая является логическим продолжением усвоения психологических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении общих и специальных дисциплин. Практическая деятельность психолога, не зависимо от места работы, специфична и предъявляет большие требования к специалисту, который занимается этой деятельностью. Практическая подготовка психологов предполагает приобретение и отработку основных профессиональных умений, апробацию профессиональных знаний при решении конкретных психологических задач. Следовательно, назначение практик: формирование полного и адекватного представления студентов о профессии психолога и направлениях его работы, формирование положительной мотивации овладения профессией, развитие профессионально важных качеств и навыков профессиональной деятельности. На психологической практике по мере освоения учебной программы студенты знакомятся с основными сферами деятельности практического психолога. В пределах научно-методической сферы предполагается, что студенты овладевают современными теоретическими знаниями в области психологии человека, общими теоретико-методологическими принципами психологического и психолого-диагностического исследования, проведение работы по определению диагностических возможностей методических средств психодиагностики. Диагностическая сфера состоит в грамотной организации и проведении исследования в соответствии с поставленной целью, анализом и интерпретацией полученного материала, в составлении психологического заключения. Психокоррекционная сфера практического психолога актуализируется при оказании помощи в сохранении и восстановлении психического здоровья за счет снижения эмоционального напряжения, разрешения внутриличностных конфликтов, формирования более адекватного представления человека о себе и своих возможностях, окружающих людях и сложившихся жизненных ситуациях. Профилактическая сфера заключается в использовании данных психологического обследования для выработки и осуществления программ предупреждения срывов адаптивного поведения. Научно-исследовательская сфера предполагает организацию и проведение экспериментальных исследований и проверку обоснованности научных гипотез и теоретических концепций, адаптацию новых методов и методик в соответствии с методическими требованиями и требованиями современной социально-психологической ситуации. Регулирующая сфера определяет доведение полученных в психодиагностическом и экспериметальном исследовании данных до сведения самого обследуемого, его родителей, педагогов, или «заказчика» с целью создания наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, определения проблемных зон, внутриличностных и межличностных конфликтов. Система практик предусматривает поэтапное постижение профессии психолога: I этап – учебно-ознакомительная практика II этап – производственная практика III этап – педагогическая практика IV этап – научно-исследовательская и квалификационная практика. Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной последовательности, обладая большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения. Каждый этап имеет свои цели и задачи. Практика имеет определенную функциональную нагрузку. Обучающая функция заключается в подтверждении теоретических знаний практикой. Постепенно вырабатываются необходимые профессиональных навыки и умения. Складывается адекватный, приближенный к действительности образ специалиста в области практической психологии. Адаптационная функция практики реализуется в процессе ознакомления студентами с различными учреждениями (социальными, образовательными, медицинскими и т.д.), специалистами, потенциальными заказчиками и клиентами. Студенты постепенно включаются в рабочий процесс в ходе выполнения учебно-исследовательской работы на практике. Воспитывающая функция состоит в том, что студент в ходе практики работая от части самостоятельно задумывается о саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании необходимых профессиональных и человеческих качеств, для полноценной и эффективной реализации себя как специалиста. Принципы организации и проведения практики определяются содержанием реальной практической деятельности психолога и выполняемыми им функциями. Данное учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Психология» так, чтобы обеспечить студентам четкое понимание целей, задач и допустимых методов работы во время прохождения учебных и производственных практик; дать возможность ориентирования в общей деятельности учреждения и помочь в достижении максимально эффективных результатов. Данный сборник программ практик определяет цели и задачи каждого вида практики, перечень формируемых профессиональных умений и навыков, в нем приведены виды и содержание заданий, даны методические рекомендации по прохождению практик, оформлению отчетной документации.
|