Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЪ ПОВѢНЕЦКОМЪ УѢЗДѢ. Преданiя о Панахъ, распространенныя во многихъ мѣстахъ Олонецкой губернiи, въ Повѣнецкомъ уѣздѣ сохранились въ Челмужѣ






НАРОДНЫЯ ПРЕДАНIЯ

_____

 

I. ПАНЫ.

 

Преданiя о Панахъ, распространенныя во многихъ мѣ стахъ Олонецкой губернiи, въ Повѣ нецкомъ уѣ здѣ сохранились въ Челмужѣ, Янгозерѣ и Семчезерѣ.

Близь деревни Исаковской, Челмужскаго прихода, въ полѣ, находится нѣ сколько земляныхъ возвышенiй въ родѣ могилъ или кургановъ. Эти возвышенiя крестьяне зовутъ сопками или могилами Пановъ, которые приходили разорять деревню, но были застигнуты грозою, разразившеюся въ это время надъ ихъ головами. Паны мгновенно ослѣ пли и начали саблями рубить другъ друга; оставшiеся въ живыхъ побиты жителями, которые цѣ лыми десятками зарывали ихъ въ ямы. Одинъ изъ мѣ стныхъ вотчинныхъ крестьянъ нашелъ здѣ сь, при паханiи поля, орудiе, принадлежавшее будто бы Панамъ. Судя по разсказамъ, это былъ кинжалъ, острый съ обѣ ихъ сторонъ.

Въ Янгозерѣ, преданiе называетъ Пановъ Литовскими или Польскими. – Въ 3 верстахъ отъ д. Совдозера, находится Паново болото, въ которомъ потоплены убитые Паны Польскiе. Забравшись въ деревню, они взяли изъ часовни образъ Николая чудотворца и хотѣ ли разрубить, но вдругъ ослѣ пли, и тогда были загнаны жителями въ болото и потоплены, въ память чего оно получило названiе Панова. Въ деревнѣ Бочкиной, одного крестьянина производятъ изъ поколѣ нiя Пановъ. – Близь деревень Келлоевой и Бочкиной есть насыпи или курганы, въ которыхъ зарыты убитые Паны.

Въ Семчезеро также ѣ здили Литовскiе Паны для грабежей и разбоевъ; они не щадили ни часовенъ, ни церквей; но слѣ довъ нашествiя не осталось, кромѣ одной могилы, которую называютъ могилою Пановъ. Говорятъ, въ деревнѣ Большая Сельга, въ 5 верстахъ отъ погоста, у богатаго крестьянина Курика, ограбивъ имущество, Паны хотѣ ли осмѣ ять жену; связавъ мужа, оставили въ избѣ съ двумя малолѣ тними дѣ тьми, а сами, напившись до пьяна, отправились отдыхать въ чуланъ. Когда грабители уснули, Курикъ велѣ лъ маленькому сыну достать съ полки ножикъ, но какъ мальчикъ не могъ, то отецъ указалъ ему на крюкъ (кочергу); попытка эта удалась, и Курикъ, разрѣ завъ веревки, вышелъ въ сѣ ни, заперъ чуланъ, въ которомъ почивали хмѣ льные гости, снаружи и потомъ въ окошко перестрѣ лялъ всѣ хъ, ‑ а ихъ было до 40 человѣ къ. Курикъ похоронилъ Пановъ въ 50-ти саженяхъ отъ деревни. Надъ этою могилою разрослась еловая роща, которую уничтожилъ ураганъ въ 1849 году. Теперь здѣ сь распахано поле. Бывшiй надъ могилою Пановъ четырехъ-конечный, высѣ ченный изъ камня крестъ, безъ всякой надписи, сохранился до сихъ поръ и поставленъ на грудѣ камней. – Паны покушались также нѣ сколько разъ ограбить часовню во имя Николая чудотворца, находящуюся въ деревнѣ Карзимъ-озерѣ, въ 11/2 верстахъ отъ Большой Сельги, но въ каждое нападенiе были наказываемы слѣ потою, по молитвамъ св. угодника.

Въ бытность Пановъ, или, быть можетъ, во времена Шведской войны (въ царствованiе Екатерины II), угнетаемыя врагами, жители покидали свои селенiя и искали спасенiя въ лѣ сахъ, имѣ нiе же и деньги зарывали въ землю или бросали въ воду. Такiе клады, говорятъ, есть во многихъ мѣ стахъ: 1) въ дер. Каччiевой, въ четверти версты отъ церкви, въ полѣ, до сихъ еще поръ находятъ маленькiя продолговатыя серебряныя деньги. 2) въ дер. Манiевой, въ одной верстѣ отъ церкви, также находятся въ землѣ деньги. 3) противъ деревни Келлоевой, близь островка, въ ста саженяхъ отъ берега, лежитъ въ водѣ колоколъ съ деньгами. Говорятъ: «кто переброситъ съ берега на берегъ топоръ, тому и кладъ достанется». 4) въ Куйтиной-Губѣ, въ двухъ верстахъ отъ церкви, лежитъ точило съ деньгами. 5) въ дер. Совдозерѣ, близь ригачи находится кладъ. Однажды крестьянинъ, проходя мимо этого мѣ ста, увидѣ лъ огонь; подойдя поближе, онъ увидѣ лъ золотыя деньги и схватилъ ихъ въ руку, но въ то же время замѣ тилъ, что идетъ къ нему сосѣ дъ его и, желая скрыть отъ него кладъ, побѣ жалъ дальше, и лишь только ушелъ отъ сосѣ да, взглянулъ въ горсть, а тамъ вмѣ сто денегъ очутился уголь.

 

II. АЛАЙ.

 

Въ Кажемскомъ приходѣ, нѣ которые старожилы, изъ приверженцевъ раскола, передаютъ старинное преданiе о какомъ-то мучителѣ за вѣ ру – Алаѣ, который съ войскомъ своимъ цѣ лый годъ опустошалъ здѣ шнiя мѣ ста, пригоняя людей къ щепоти, т. е. къ слаганiю крестнаго знаменiя треперстно; тѣ хъ изъ жителей, которые нехотѣ ли перемѣ нить истаго креста двуперстнаго, жестоко мучилъ даже до смерти.

 

 

Народные предания в Повенецком уезде

// Олонецкие губернские ведомости. 1863. № 41. С. 157.

 

 

С. 157

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал