Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыты с луком






Репчатый лук — травянистое многолетнее растение из семейства лилейных. Луковица состоит из широкого донца и прикрепленных к нему мясистых утолщенных чешуй. Донце — это укороченный стебель, а мясистые чешуи — видоизмененные листья. На верхушке донца имеется один или несколько зачатков, из которых развиваются трубчатые листья и цветочные стебли (стрелки) с мелкими белыми цветками, собранными в соцветие зонтик. Плод — маленькая коробочка, в которой созревают 2—3 черных семени.

В луке содержатся особые вещества — фитонциды, убивающие многие болезнетворные бактерии, поэтому лук можно считать лекарственным растением.

Репчатый лук многих сортов обычно выращивают в три года. В первый год из семян (чернушки) получают мелкие луковички (2—5 г массой, 1—2 см диаметром), так называемый лук-севок. На следующий год из лука-севка вырастает одна или несколько крупных луковиц (товарный лук или лук-репка и лук-матка). Только на третий год лук плодоносит. Лук можно размножать и вегетативно. Для этого убирают луковицы до заморозков и хранят в теплом, сухом месте.

Прорастание семян лука начинается при температуре 3—5°С. Всходы переносят заморозки до 3°С.

Лук требователен к влаге, особенно в начале развития растения и при образовании луковиц. Однако при повышенной влажности рост растений затягивается и ко времени уборки лук не вызревает, а невызревшие луковицы загнивают при хранении.

Корневая система развита относительно слабо, поэтому лук нуждается в плодородной почве.

План опыта с луком

Тема опыта. Выращивание высоких урожаев лука-севка, лука-репки и семян.

Цель опыта. Показать, какое значение имеет применение передовой агротехники в достижении высоких урожаев лука.

Подготовка почвы. Поверхность почвы, вспаханной с осени на зябь, забороновать в два следа. (20—22 апреля.)

На делянку в 10 м2 равномерно внести удобрения: 40 кг перегноя, 400 г суперфосфата, 300 г калийной соли и 150 г сульфата аммония. Перепахать на глубину 20—25 см. Забороновать и два следа.

Посев, посадка лука. Отведенный под лук участок разделить на 4 равные делянки.

На первой делянке высеять семена для получения лука-севка. Семена перед посевом надо сутки мочить в теплой воде, после чего на 2—3 суток рассыпать тонким слоем в теплой комнате и прикрыть влажной тряпкой. К семенам лука следует добавить немного семян салата или редиса как «маячной» культуры. Посеять семена в бороздки рядами с расстоянием между ними 5 см, а в рядах между растениями 1—2 см. Заделать семена мелким просеянным перегноем, смешанным с торфяной крошкой, на глубину 1, 5—2 см. После посева делянку полить. (28—30 апреля.)

На второй делянке высадить севок для получения лука-репки. Для посадки отобрать луковицы массой 3—5 г, хранившиеся в течение зимы в теплом, сухом помещении. Высадить лентами. Расстояние между строчками 20 см и между лентами 50 см, в ряду между луковицами 5—8 см. Глубина посадки должна быть такой, чтобы почва покрывала севок на 1—2 см. Посадку мульчировать перегноем или торфом слоем 2—4 см. (10—12 мая.)

На третьей делянке высадить лук-репку, хранившийся в теплом, сухом месте. Посадку произвести рядами. Расстояние между рядами 25—30 см, а в ряду 20 см. Глубина посадки 5—6 см. (10—12 мая.)

На четвертой делянке высадить лук-репку, хранившийся в подвале при температуре 3—5°С. Расстояние между луковицами такое же, как и на третьей делянке. (28—30 апреля.)

Уход. Производить многократное рыхление и поливку, не допускать образования корки и появления сорняков. При рыхлении нельзя засыпать лук, так как это вызывает сильный рост листьев и недоразвитость луковицы. Во время прополки следует отгребать землю от луковицы так, чтобы корни лука находились в земле, а луковицы — на поверхности.

На первой делянке при появлении 2—3 настоящих листьев произвести прореживание растений в рядах. Растения оставить на расстоянии 2—3 см друг от друга.

На второй делянке произвести двукратную подкормку посадки. Первый раз подкормить через 10 суток, после того как лук тронется в рост (на ведро воды 20 г сульфата аммония, 30 г суперфосфата, 20 г калийной соли). Ведром раствора полить 20 м рядка. (25—30 мая.) Второй раз — через 20—25 суток после первой подкормки (на ведро воды 20 г сульфата аммония, 80 г суперфосфата, 40 г калийной соли). (20—25 июня.)

В засушливую погоду, особенно в начале роста растений, необходимы поливки. За месяц до уборки их надо прекратить.

Уборка. Признаком созревания лука и показателем времени его уборки являются пожелтение и полегание листьев (ботвы). С уборкой запаздывать нельзя, так как лук может снова тронуться в рост и тогда при хранении он будет гнить. (10—15 августа.) Убирать лук надо в сухую погоду. Его выдергивают вручную за ботву и раскладывают на грядках для просушки на 5—10 суток. При дождливой погоде сушат под крышей. После просушки ботву и корни обрезают.

Признаком созревания семян является растрескивание семенных коробочек и почернение семян. Созревают семена лука неравномерно. Чтобы не допустить осыпания их, надо внимательно следить за ходом созревания и в самом начале растрескивания коробочек головки срезать. Срезанные головки рассыпать тонким слоем для просушки и дозревания. Обмолотить вручную в мешке. Семена очистить и хорошо просушить.

Ведение дневника. Отмечать сроки выполнения всех работ. Наблюдать за появлением всходов и развитием растений, отметить появление первого настоящего листка, пожелтение листьев, время уборки. У семенного лука отметить появление цветочных стеблей, цветков и зрелых семян. Выяснить, какие насекомые посещают цветки лука и что их привлекает. Учесть урожай луковиц и семян с делянок. Сделать пересчет на 1 га.

Приготовить коллекцию «Развитие репчатого лука».

Данные опыта использовать на уроках ботаники в VI классе при изучении семейства лилейных и в V классе при изучении видоизменений стебля.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал