![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные термины и понятия⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением. Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред. Адаптация социально-психологич еская – результат взаимодействия личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Активность социальн ая – поведение социальных субъектов (общества, классов, групп, личностей), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную организационную структуру и психику. Активный досуг – необходимый элемент здорового образа жизни наряду с трудом, общественно – политической деятельностью и бытом. Альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям. Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом. Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви. Барьер психологич еский – внутреннее препятствие психологической природы (заикание, боязнь неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Бессознательное – совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. Валидность теста – адекватность и действенность теста, важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого психологического свойства или явления, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать, насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме. Вербальный (словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом. Взаимоотношения межличностн ые – субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе. Влечение – желание или потребность что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям. Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Восприятие человеком человека – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Групповая динамика – область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах. Групповая оценка личност и – социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми. Гуманизм – мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Депрессия – состояние душевного расстройства подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Деятельность групповая – возникает при объединении людей для достижения общих целей. Диагностика социально-псих ологическая – теория и практика выявления социально-психологических характеристик групп людей. Диспозиция – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Дистресс – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека вплоть до ее разрушения. Достижения мотив – внутренне относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние и указывающее на какой-либо объект во внешнем мире. Житейское понятие – донаучное понятие, образующееся вне специального обучения при усвоении значений слов на бытовом уровне. Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. Инстинкт – врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеграция групповая – согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов. Интеллектуальные тесты – стандартный метод оценки способности индивидуума усваивать новый материал, решать задачи с элементами абстракции и ориентироваться в новой ситуации. Интеллектуальный коэффициент – показатель уровня умственного развития по отношению к возрасту, выводится путем деления умственного возраста (определяемого с помощью тестов на общее интеллектуального развития) на хронологический возраст и умножения на 100. Интерес – избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности. Интерференция – нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого. Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Инфантилизм – проявление детских черт в поведении взрослого человека. Катарсис – очищение, душевное облегчение наступающее у человека после стресса. Качества процесса обучения – свойства, признаки этого процесса, при которых может быть обеспечена эффективность обучения, соответствующая общественным потребностям и времени. Климат социально-психологический – психологический настрой в группе или коллективе. Коммуникация – в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми, может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Компенсация – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств. Комплекс неполноценности – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями. Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей. Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Локус контроля – устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Межгрупповые отношения – субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп. Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми. Мировоззрение личности – система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность. Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать. Национальное сознание – одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих отношение к ним, а также состояние и формы самосознания роли места своей этнической группы. Нормы групповые – принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Образ жизни – система разновидностей материальной и духовной жизнедеятельности в единстве с объективными условиями, характерная для того или иного общества, класса, социальной группы, коллектива, личности. Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями. Поступок – сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений. Профессиональная культура – высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Релаксация – расслабление. Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Самоопределение личности – осознание человеком своего места в жизни, в обществе. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств, недостатков. Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. Совместимость – способность людей работать вместе успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания. Совместимость групповая – один из компонентов групповой сплоченности. Сопереживание – испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей. Социально-психологические отношения – различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Социальный стереотип – упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте. Сплоченность групповая – характеристика степени связанности, единения членов группы. Статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т.д. Стремление – желание и готовность действовать определенным образом. Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Суггестия – внушение. Схема мышления – система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей. Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения. Убежденность – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Установка социальная – социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Фанатизм – чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности. Фрустрация – тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом. Черта личности – устойчивая характеристика личности, определяющая характерное для нее поведение и мышление. Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг. Эйфория – состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии). Эмоциональность – характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Введение.........……..............................……………………….....2 Учебно-тематический план курса «Психология»…….……13 Программа курса «Психология»
|