![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VI. Свайные работы и устройство заглубленных в грунт сооружений
Общие положения Свайные конструкции. Наиболее эффективным и распространенным способом повышения несущей способности грунтов, ограждения пространств от притока воды и передачи нагрузки от зданий и сооружений на грунт является применение свайных конструкций. Сваи классифицируют по способу возведения, по принципу передачи нагрузки на грунт, по материалу изготовления и по форме. По способу возведения сваи бывают: забивные — погружаемые в грунт после предварительного их изготовления; н а б и в н ы е — устраиваемые путем укладки бетона или песка в предварительно изготовленные скважины в грунте. По принципу передачи нагрузки на грунт сваи подразделяют: на сваи-стойки, которые прорезают всю толщу слабых грунтов и передают нагрузку от сооружения своей нижней частью на плотные мало сжимаемые грунты, и на висячие сваи, которые не достигают плотных грунтов, а нагрузку передают за счет возникающих сил трения поверхности сваи о слабый грунт. Для ограждения мест проведения строительных работ от притока воды, предотвращения осыпания или оползания грунтов применяют шпунтовые сваи, сплачиваемые между собой с помощью паза и гребня или подобных им соединений. Забивные сваи бывают деревянными, железобетонными и стальными. Деревянные сваи имеют круглое или квадратное сечение с заостренным нижним концом. Для предохранения сваи от разрушения в процессе ее погружения в грунт на нижний заостренный конец надевают металлический башмак, а на верхний — кольцо (бугель) Применяют деревянные сваи в условиях постоянной влажности. При переменной влажности происходит усиленное гниение древесины. Железобетонные сваи бывают сплошные, полые и в виде оболочек. Сплошные и полые сваи могут быть прямоугольного, квадратного и круглого сечения с заостренным нижним концом.
Стальные сваи изготовляют из прокатных профилей или труб, заостренных снизу. Шпунтовые деревянные и железобетонные Набивные сваи бывают бетонными, железобетонными и песчаными. Песчаные сваи используются только для укрепления слабых грунтов.
2. Погружение свай. До начала погружения свай должны быть выполнены планировка участка, геодезическая разбивка сооружения с закреплением осей рядов свай, подведены при необходимости паро- и воздухопроводы, линии электропередачи. В зависимости от вида грунта определяют схему забивки свай. Последовательно-рядовая схема применяется в песчаных (несвязных) грунтах, спиральная от краев к центру —в слабых водонасыщенных грунтах, спиральная от центра к краям — в слабоуплотняемых грунтах, а секционная — в связных грунтах (рис. 29). В процессе подготовительных работ осуществляют пробное погружение забивных или устройство набивных свай с последующим их испытанием для определения несущей способности. На основании пробных погружений производится корректировка проекта. В качестве пробных свай могут использоваться обычные и специальные инвентарные сваи. Погружение забивных свай осуществляют с помощью машин ударного, вибрационного, виброударного, вдавливающего и вибровдавливающего действия. Для ударного погружения свай в грунт применяют паровоздушные молоты и дизель-молоты, которые подвешивают к сваебойным агрегатам (копрам), имеющим механизмы подтаскивания, установки и выверки свай. Паровоздушные молоты двойного действия имеют рабочий цилиндр, соединенный трубопроводом с золотниковой коробкой. Под действием пара или воздуха, поступающего из золотниковой коробки, поршень двигается в цилиндре вверх и вниз. При движении вниз к силе воздействия пара прибавляется собственный вес поршня, что увеличивает мощность удара поршня по ударной плите. Эти удары и заставляют сваю погружаться в грунт. Дизель-молоты бывают штанговые и трубчатые. У штанговых дизель-молотов ударной частью является подвижной цилиндр, открытый снизу и перемещающийся в направляющих штангах. При падении цилиндр надвигается на неподвижный поршень, сжимая воздух. При этом температура воздуха повышается, в результате чего топливо, поданное насосом в цилиндр, смешивается с воздухом и воспламеняется. Образующиеся от сгорания топлива газы подбрасывают цилиндр вверх, после чего происходит новый удар, и цикл повторяется. В трубчатых дизель-молотах неподвижной частью является цилиндр, в котором передвигается ударная часть молота — поршень. Низ цилиндра имеет пяту со сферической впадиной, куда входит головка поршня и подается топливо. При ударе головки поршня о сферическую поверхность пяты топливо воспламеняется. Образующиеся от сгорания газы подбрасывают поршень вверх. Частота ударов в минуту у дизель-молота 47...60. Для вибропогружения свай используют вибропогружатели, которые подвешивают к мачте сваепогружающего агрегата и соединяют наголовником со сваей. Под влиянием вибрации коэффициент внутреннего трения и сила сцепления грунта уменьшается, что позволяет свае под действием собственного веса и веса вибропогружателя легко входить в грунт. Последние 1...1.5 м до проектной отметки сваи погружают ударным способом. Виброударное погружение основано на совместном воздействии на сваю вибрации и ударов, при этом применяют вибромолоты. Наиболее распространены пружинные вибромолоты, имеющие два вала с дебалансами, вращающимися в разном направлении. Эти деба-лансы создают колебательные движения по вертикали. Так как амплитуда колебания больше зазора между ударником и вибровозбудителем, то ударник периодически ударяет по наковальне наголовника, закрепленного на голове сваи. Вибромолоты погружают в грунт сваи в 3...8 раз бустрее, чем вибропогружатели, и при этом не требуется добивка удраным способом. При погружении свай подмывом грунт разрыхляется и частично вымывается струями воды, вытекающими под давлением из трубок, укрепленных на сваях. Расположение подмывных труб может быть боковым, закрепленным на двух или четырех гранях, и центральным. При погружении свай подмывом применяют ударные и виброударные механизмы. Не доведя погружение сваи на 1... 1, 5 м до проектной отметки, подмыв прекращают и дальнейшее погружение ведется без подмыва. Погружение свай вдавливанием ведется с помощью специальных установок, воздействующих на сваю своим весом пли весом и вибрацией одновременно. Для погружения свай вдавливанием ис пользуют агрегаты, состоящие из двух тракторов. Один из тракторов оборудован направляющей рамой, опорной плитой и полуторатонной лебедкой с блоками для подъема свай, второй — пятитонной лебедкой. После подъема сваи на опорную плиту въезжает пригрузоч-ный трактор с пятитонной лебедкой. С помощью отводных блоков усилие от этой лебедки передается на наголовник сваи, который начинает перемещаться по направляющим и вдавливает сваю в грунт. Для обеспечения точности погружения сваи устраивают лидирующие отверстия с помощью буровых станков. Глубина отверстий должна быть на 0, 5... 1 м меньше проектной глубины погружения сваи. Данным методом погружают сваи на глубину до 6 м.
|