Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее понятие тоталитарного режима






1.1 Понятие «тоталитаризм»

Само понятие " тоталитаризм" вошло в обиход в научной литературе Запада в конце 30-х годов нашего века. Например, " Энциклопедия социальных наук", изданная в 1930-1935 гг., не содержит этого термина. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления.

Термин " тоталитаризм" стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения еще в 20-е годы. С 1929 года, начиная с публикации в газете " Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Из политической публицистики этот термин входит в научный оборот для характеристики фашистских режимов и Советского Союза.

На симпозиуме, организованном Американским философским обществом в 1939 году, впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как " восстание против всей исторической цивилизации Запада ".[8, с. 19].

Вторая мировая война, а затем разгром фашистских режимов и начало " холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.

В 1952 году в США была проведена конференция, посвященная этому социальному феномену, где был сделан вывод, что " тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все – от воспитания детей до выпуска продукции контролируется из единого центра".

Спустя несколько лет вышел ряд фундаментальных работ на эту тему, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендт " Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского " Тоталитарная диктатура и автократия" [4, с. 122].

Под политической системой общества понимают совокупность политических институтов, субъектов власти, отношений между ними протекающих в них процессов, складывающихся в ходе осуществления власти. Политическая система включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством.

Она характеризует протекание политических процессов, характер политического участия, не институциональные политические отношения и т.д.

Структурными компонентами политической системы выступают политические институты и организации (государство, партии, партийные системы и т.п.). Важным ее институтом, вокруг которого группируются остальные, служит главный носитель власти - государство.

По мнению большинства исследователей, элементами политической системы также являются политические отношения, политический режим, легитимность, политическая деятельность.

Ниже политическая система тоталитаризма будет постоянно сравниваться с политической системой либеральной демократии - полюсом, противостоящим тоталитаризму. По словам Ф.Хайека " то, что противоположно либерализму - это и есть тоталитаризм " [7, с. 24].

Сравнительный анализ двух контрастных систем, - тоталитарной и либерально-демократической (или конституционно-демократической), - позволит более четко выделить характерные особенности тоталитаризма.

В качестве характерных примеров тоталитарных режимов мы будем рассматривать национал- социалистическую Германию и СССР.

При этом хотелось бы сделать оговорку, что наиболее близко к " чистому" типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (т.е. в 1929- 1953 г.г.). Большевистская диктатура эпохи Ленина и первых лет после его смерти, как и постсталинский режим: менее соответствовали " идеальному типу" тоталитаризма, чем сталинизм.

Основные функции политической системы в демократических странах в идеале сводятся к выявлению существующих в обществе интересов, и их согласованию, " приведению к общему знаменателю ", к демократическому и цивилизованному разрешению конфликтов.

Осуществлять эти функции политическая система может, только будучи связанной с " внешней средой " - с экономико-хозяйственной, социальной и духовной сферами деятельности.

Сама политическая система в демократических странах представляет собой только одну из частей (или, можно сказать, подсистем) совокупной общественной системы.

Вообще, все общество можно представить как комплекс систем:

Экономической, социальной, духовной и политической (социальная и духовная сферы в совокупности представляют собой гражданское общество).

Его политическая система должна быть связана с остальными системами, но не подавлять их, чтобы не допустить деградации, как общества, так и самой политической системы.

Приступая к анализу политической системы тоталитаризма, прежде всего, отметим, что кроме политической системы при тоталитарном режиме других подсистем фактически не существует.

Политическая система поглотила духовную и социальную, и даже экономико-хозяйственную подсистемы. Автономно существующего гражданского общества при тоталитаризме нет, общество почти полностью подчинено и поглощено тоталитарным государством.

Все сферы жизни общества фактически слиты. Важнейшей характеристикой тоталитаризма является ориентация на тотальное единство всех без исключения сфер социальной жизни. Тоталитаризм стремится к слиянию частного и публичного, семьи, общества и государства, вождя, партии, масс.

И государство, и гражданское общество поглощаются правящей партией, духовная культура (литература, искусство, философия, этика). И даже наука - тоталитарной идеологией и т.д.

Важнейшим инструментом превращения общества в бесструктурную массу атомизированных индивидов является террор, распыляющий не только все социальные, но и референтные группы (т.е. те группы людей, нормы и ценности которых выступают для индивида эталоном и в которых он может найти защиту и поддержку: это семья, религиозная община, нация и т.д.)

В результате разрушения горизонтальных связей между людьми каждый человек остается один на один с партией- государством, которая является теперь единственной референтной группой.

Любые групповые образования подлежат распылению, поскольку они потенциально ограничивают господство единственной партии, ставят предел ее власти над обществом. " Тоталитарное правление всегда превращает классы в массы ", отмечала Х.Арендт [28, с. 19].

Политическое пространство (сфера действия политики, власти, идеологи), распространяется на все общество, под политический контроль ставится любое проявление человеческой активности.

Каких-либо границ политического пространства при тоталитарном режиме практически нет, ибо не существует пределов действия политики.

Таким образом, при тоталитаризме практически ничего " неполитического не существует". Приказы власти и идеология правящей партии проникают во все клетки общественного организма, в экономику, культуру, общественную и частную жизнь. Даже моральные ценности предписываются тоталитарным государством.

Любое принимаемое властями решение в той или иной сфере является политическим и обосновывается идеологически (правда, обычно обоснование лишь маскирует истинные причины принятия данного решения). Еще Ленин, заложивший основы первого в истории тоталитарного государства, требовал всеобъемлющего партийного контроля над жизнью общества:

" Вся юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу", - заявил он в 1920 году [16, с. 23].

В том же году он писал: " Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цевка партии".

Однако при жизни Ленину не удалось довести до конца тотальный партийный контроль над всеми сферами жизни общества.

Из той особенности тоталитарной диктатуры, что кроме политической системы все остальные сферы жизни общества практически не существуют, слиты, тотально едины, сцементированы проникновением единой идеологии и управляются и контролируются из одного центра, вытекает и другая особенность тоталитаризма -его принципиальная " необучаемость", вызванная отсутствием обратной связи между решениями власти и реакцией общества.

Принимая какие-либо решения или осуществляя те или иные шаги, власть только воздействует на общество; никаких сигналов в обратном направлении - как реагирует общество на действия власти - не поступает.

Еще одной характерной особенностью политической системы тоталитаризма является тот факт, что, хотя общество политизировано сверху донизу, реальная политическая жизнь протекает лишь на самой вершине властной пирамиды.

Авторы последнего исследования предлагают для определения " общей модели" тоталитаризма пять признаков:

· единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

· официальная идеология, признаваемая всеми;

· монополия власти на СМИ (средства массовой информации);

· монополия на все средства вооруженной борьбы;

· система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название " тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы [6, с. 24].

Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:

· с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);

· не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);

· модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);

· тоталитарная модель игнорирует " источники общественной поддержки " тоталитаризма в СССР (А. Инкельс) [29, с. 27].

Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день.

Отталкиваясь от результатов анализа, прежде всего тоталитарных структур гитлеровской Германии и сталинского СССР, которые можно назвать " тоталитарным максимумом", выделим пять основных признаков тоталитаризма. Поскольку в настоящем исследовании мы исходим в первую очередь из анализа " тоталитарного максимума", то и все эти признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных тоталитарных режимах в неодинаковой степени, вплоть до тенденций [18, с. 22].

Итак, первый признак - абсолютная концентрация власти, реализуемая через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны:

A. Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.

B. Принцип " вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.

Рассмотрим подробнее пункт а). Тоталитарное государство не могло и не может стать правовым, то есть таким, где суд не был бы зависим от властей, а законы реально соблюдались. Такого государства система не приемлет. Незыблемость суда и торжество законности неизбежно открывали путь появлению оппозиции

Признавая формально гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в интересах той системы, которую проповедовали вожди, что означало бы поддержку их владычества.

Отсюда вытекала необходимость сохранения формы законности и одновременно монополии правления. Главным образом по этой причине законодательная власть не могла отделиться от исполнительной. При однопартийной системе это как раз и был один из источников, питающих произвол и всемогущество правителей. Точно так же практически невозможно было отделить власть полицейскую от судебной.

Так зачем в таком случае тоталитарная диктатура прибегала к закону, зачем прикрывалась законностью?

Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в действительности только тех, кто не попал в разряд " врагов народа" или " врагов рейха".

В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.

При таком способе судить, важнейшую роль играло признание обвиняемого.

Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. " Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме. Обычно политические процессы затевались по " разнарядке". Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др.) получала число требуемых к аресту " врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание.

Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать " расширительно", " диалектически". Один пример - пункт 3: " способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он прибил каблук немецкому солдату [14, с. 53].Но главный принцип коммунистического суда выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г.): " Мы руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной совестью".

Теперь подробнее о принципе " вождизма". Дело в том, что ко второму десятилетию ХХ века республика с её демократическими институтами ещё не стала привычной формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран. Отдельные государства ещё сохраняли монархию, а иные совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не смог, главным образом из-за существования в Италии всеми признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском обществе.

В Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но без монарха. В 1945 году испанский король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру, чем окончательно испортил отношения с Франко.

В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых " вождизм" не является чем-то пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе единства нации, особенно в период национальной нестабильности.

Пример - принцип " фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными [2, с. 151].

Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал