Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика тоталитарного государства
Тоталитарный лидер как необходимое условие тоталитарной системы
Тоталитарный лидер, таким образом, делает себя центром, вокруг которого группируются эгоистические устремления людей, составляющих правящую бюрократию, прежде всего именно они и создают ему культ. М.Вебер, глубоко исследовавший проблемы харизматического лидерства отмечал, что если руководство со стороны данной личности не приносит никаких благ для ее приверженцев, то налицо все предпосылки для падения ее харизматического авторитета. Второй причиной возникновения харизмы у диктатора является претензия тоталитарной партии на обладание абсолютной истиной и на абсолютную непогрешимость. Эта " самосакрализация" партии находит воплощение в мессианском культе ее вождя, приписывании этих качеств тоталитарному лидеру. Третья причина деификации диктатора - жажда подчинения властелину атомизированной массы, масса хочет подчиняться авторитету, которого она превращает в " живого бога" (психологический механизм этого явления был рассмотрен З.Фрейдом в работе " Психология масс и анализ человеческого " я") [9, с. 145]. Существенно, что и после смерти харизматического лидера культ автоматически переносится на любого человека - пусть даже совершенно посредственного, - занимающего его кресло. Здесь имеет место явление, которое Вебер назвал " формализацией и деперсонификацией" харизмы, т.е. перенесение сверхъестественных способностей и исключительного авторитета на преемника харизматического лидера. Согласно Веберу, присущая первому лидеру харизма " формализуется ", т.е. закрепляется за определенной должностью и передается занимающему эту должность независимо от его индивидуальных качеств. Подобный процесс можно было наблюдать только при коммунистических режимах вследствие их более длительного существования (по сравнению с фашизмом и нацизмом). Культ каждого нового руководителя партии проистекает из того, что и после смерти харизматического лидера продолжают автоматически действовать факторы, создавшие эту харизму. Поэтому правильнее было бы говорить не о культе личности тоталитарного вождя, ибо сама личность решающей роли не играет, а о культе кресла, т.е. культе поста, должности руководителя партии. " Зачем только называть практику обожествления так расплывчато- культом личности? - писал А.Антонов-Овсеенко. -Культ власти, культ кресла первого секретаря, -это ближе к истине" [8, с. 42].
|